ИГРЫ ПОТЕШКИ

01.01.2017

ИГРЫ - ПОТЕШКИ

(По материалам книги М.А. Михайловой, Н.В. Ворониной

«Танцы, игры, упражнения для красивого движения»)

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение, можно использовать игры-потешки. Особенностью этих игр является то, что их можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно дети совершенствуют двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.

«Суслик»

Суслик на пригорке

Заплясал у норки.

Песню солнышку запел,

На сопилке засвистел.

Исходное положение. Дети стоят по кругу или врассыпную.

Ход игры.

На 1-ю и 2-ю строчки текста дети кружатся вокруг себя дробнымтопающим шагом. На З-ю строчку – поднимают руки в стороны – вверх (протягивают ладошки «солнышку). Под текст 4-й строки имитируют игру на сопилке (дудочке).

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко:

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Исходное положение.Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняют частые полуприседания – «пружинки» – и одновременно хлопают в ладоши. Подтекст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопкамив ладоши.

«Радуга – дуга»

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На весь текст дети выполняют легкие частые прыжки на двух ногахс небольшим покачиванием корпуса вправо и влево.

«Огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Исходное положение. Для игры выбирается «ловишка», им может быть кто-либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в конец комнаты или зада.

Ход игры. «Ловишка» садится на стул у одной из стен комнаты, дети собираютсястайкой у другой стены. Руки у играющих находятся на поясе. На текст 1-й и2-й строки дети легкими прыжками продвигаются в направлении «ловишки». Подтекст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозяпальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.

«Паровоз»

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцыкрепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.

Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. При произношениивсего текста дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага сускорением темпа к концу игры.

«Поехали»

Поехали, поехали

С орехами, с орехам

К дедке по репку,

По па-рень-ку,

По сла-день-ку,

По горбатеньку.

Гоп, гоп, гоп, гоп!

Исходное положение. Дети стоят по кругу или врассыпную, в руках – «вожжи».

Ход игры. Взрослый говорит слова потешки, а дети-«лошадки» идут, высокоподнимая ноги, шагом «цирковых лошадок». С последними словами («Гоп, гоп, гоп,гоп...») переходят к движению бега с высоким подъемом ног (бег «цирковые лошадки»).

«Две тетери»

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели...

Ш-ш-ш-ш...

Исходное положение. Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом – двоедетей, изображающих тетерь, и ребенок-«охотник».

Ход игры. На текст первых двух строк дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед-назад. На третью и четвертую строчки текстав круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и «улетают». «Охотник» догоняет «тетерь». С окончанием текста дети, стоящие в кругу, поднимаютруки вверх и имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Скок – поскок»

Скок-поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька

Невеличенька:

Сама с вершок,Хочу такой сайт

Голова с горшок.

Исходное положение. Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка кладошке, имитируя «хвостик».

Ход игры. На первые две строчки текста дети продвигаются вперед прыжками;на третью и четвертую идут по кругу мягким пружинным шагом. Под текстследующих двух строчек дети сужают круг, а на слова «сама с вершок» присаживаются. На последнюю строчку текста расширяют круг, выполняя движение бодрого маршевого шага.

«Поймай-ка»

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Исходное положение. Дети стоят в кругу, в центре — ребенок. Это зайка. За кругом — «охотник».

Ход игры. На первые две строки текста дети выполняют прыжки на двух ногах.Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст двухпоследних строк «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоитна месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку» точно по его следу.

«Шалтай – Болтай»

Английская детская песенка

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать.

Исходное положение. Играющие стоят по кругу или врассыпную.

Ход игры. Когда произносятся первые две строчки, дети идут приставным шагомвправо; 3-я и 4-я строчки – шагают влево. С последним словом 4-й строки «восне» – наклоняются, «роняя» свободный, расслабленный корпус. Под 5-ю и 6-юстрочки бодро маршируют на месте. Под текст оставшихся строк выполняют по-скок: сначала на месте, затем вокруг себя

«Лиса»

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Себе – пару, мужу – трои,

А детишкам по лаптишкам,

Исходное положение. Дети стоят по кругу, руки слегка согнуты в локтях передгрудью и отведены в стороны, кисти рук свободны.

Ход игры. На первые две строчки текста дети идут хороводным шагом (небольшой по длине шаг с носка), кокетливо изображая лису. На текст 3-й и 4-й строчекменяют хороводный шаг на каблучный (нога выносится вперед, слегка задеваяпяткой пол), руки ставят на пояс. Переменные притоны на месте выполняются на5-ю строчку текста. 6-я строчка — кружение дробным шагом.

«Дедушка Егор»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам – на лошадке,

Жена – на коровке,

Дети – на телятках,

Внуки – на козлятках,

Гоп, гоп, гоп, гоп…

Исходное положение. Играющие стоят врассыпную.

Ход игры. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста,на слова «гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого галопа. Темп выполнениядвижения ускоряется.

«Трубач»

На главной площади трубач

Бойцам играет сбор.

А конь под ним несется вскачь,

Летит во весь опор!

А конь под ним несется вскачь,

Летит во весь опор!

Исходное положение. В игре участвует 12 человек. Они выстраиваются по 4 человека шеренгами буквой П. В центре четверо человек стоят лицом к зрителям. Это – «всадники». Дети в боковых шеренгах (по 4 человека) – лицом друг к другу. Это – «трубачи».

Ход игры. На 1-2-юстроки дети в боковых шеренгах («трубачи»)маршевым шагом идут по направлению друг к другу, останавливаются и на слово«сбор» поднимают правую руку вверх, имитируя игру на военной трубе. На 3-4-ю строки «трубачи» отходят на своиместа. В то же время дети центральной шеренги («всадники») берут в руки воображаемые «вожжи» и галопом начинают двигаться лицом на зрителя, затем расходятся по 2 в разные стороны, огибая шеренги «трубачей» (движение – галоп).На 5-6-ю строки, «трубачи» поворачиваются в своих шеренгах друг за другом (спиной к зрителям) и продвигаются маршевымшагом вперед, занимая освободившиеся в центральной шеренге места (двое из одной, двое из другой). «Всадники» успевают доскакать до боковых шеренг и занятьосвободившиеся места «трубачей» (по 2 в каждой шеренге).

«Трактора»

Тара – тара – та – ра – ра –

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

Исходное положение. Дети стоят по кругу друг за другомс воображаемым«рулем» в руках.

Ход игры. На 1-3-ю строки дети двигаются дробным топающимшагом. С 4-й строки разворачиваются на дробном шаге лицом кцентру и без остановок продолжают дробный шаг на месте, выделяя ударныеслова и слоги более сильным притопом.

«Хоровод»

Чешская прибаутка

Можно ль козам не бодаться,

Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться,

Если ножки есть?

За рога возьмем козленка,

Отведем на луг.

А девчонку за ручонку –

В наш веселый круг.

А девчонку за ручонку –

В наш веселый круг.

Исходное положение. Дети стоят по кругу, лицом к центру, руки опущены.

Ход игры. На 1-2-ю строкидети двигаются поскоком в центр круга. На 3-4-й строке расширяют круг поскоком.5-я строка:стоя на месте, выполняют полуприседание с разворотом изкруга, как будто они берут козленка за рога и выводят на луг. 6-я – выполняют три шага на месте. На 7-8-ю строки кружатся вокруг себя поскоком, на 9-10-ю – кружатся в другую сторону.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».