01.01.2017
ИГРЫ - ПОТЕШКИ
(По материалам книги М.А. Михайловой, Н.В. Ворониной
«Танцы, игры, упражнения для красивого движения»)
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение, можно использовать игры-потешки. Особенностью этих игр является то, что их можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно дети совершенствуют двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.
«Суслик»
Суслик на пригорке
Заплясал у норки.
Песню солнышку запел,
На сопилке засвистел.
Исходное положение. Дети стоят по кругу или врассыпную.
Ход игры.
На 1-ю и 2-ю строчки текста дети кружатся вокруг себя дробнымтопающим шагом. На З-ю строчку – поднимают руки в стороны – вверх (протягивают ладошки «солнышку). Под текст 4-й строки имитируют игру на сопилке (дудочке).
«Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение.Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняют частые полуприседания – «пружинки» – и одновременно хлопают в ладоши. Подтекст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопкамив ладоши.
«Радуга – дуга»
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На весь текст дети выполняют легкие частые прыжки на двух ногахс небольшим покачиванием корпуса вправо и влево.
«Огуречик»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Исходное положение. Для игры выбирается «ловишка», им может быть кто-либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в конец комнаты или зада.
Ход игры. «Ловишка» садится на стул у одной из стен комнаты, дети собираютсястайкой у другой стены. Руки у играющих находятся на поясе. На текст 1-й и2-й строки дети легкими прыжками продвигаются в направлении «ловишки». Подтекст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозяпальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
«Паровоз»
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садись скорее,
Прокачу: чух, чух!
Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцыкрепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.
Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. При произношениивсего текста дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага сускорением темпа к концу игры.
«Поехали»
Поехали, поехали
С орехами, с орехам
К дедке по репку,
По па-рень-ку,
По сла-день-ку,
По горбатеньку.
Гоп, гоп, гоп, гоп!
Исходное положение. Дети стоят по кругу или врассыпную, в руках – «вожжи».
Ход игры. Взрослый говорит слова потешки, а дети-«лошадки» идут, высокоподнимая ноги, шагом «цирковых лошадок». С последними словами («Гоп, гоп, гоп,гоп...») переходят к движению бега с высоким подъемом ног (бег «цирковые лошадки»).
«Две тетери»
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели...
Ш-ш-ш-ш...
Исходное положение. Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом – двоедетей, изображающих тетерь, и ребенок-«охотник».
Ход игры. На текст первых двух строк дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед-назад. На третью и четвертую строчки текстав круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и «улетают». «Охотник» догоняет «тетерь». С окончанием текста дети, стоящие в кругу, поднимаютруки вверх и имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Скок – поскок»
Скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька:
Голова с горшок.
Исходное положение. Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка кладошке, имитируя «хвостик».
Ход игры. На первые две строчки текста дети продвигаются вперед прыжками;на третью и четвертую идут по кругу мягким пружинным шагом. Под текстследующих двух строчек дети сужают круг, а на слова «сама с вершок» присаживаются. На последнюю строчку текста расширяют круг, выполняя движение бодрого маршевого шага.
«Поймай-ка»
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Исходное положение. Дети стоят в кругу, в центре — ребенок. Это зайка. За кругом — «охотник».
Ход игры. На первые две строки текста дети выполняют прыжки на двух ногах.Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст двухпоследних строк «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоитна месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку» точно по его следу.
«Шалтай – Болтай»
Английская детская песенка
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать.
Исходное положение. Играющие стоят по кругу или врассыпную.
Ход игры. Когда произносятся первые две строчки, дети идут приставным шагомвправо; 3-я и 4-я строчки – шагают влево. С последним словом 4-й строки «восне» – наклоняются, «роняя» свободный, расслабленный корпус. Под 5-ю и 6-юстрочки бодро маршируют на месте. Под текст оставшихся строк выполняют по-скок: сначала на месте, затем вокруг себя
«Лиса»
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела:
Себе – пару, мужу – трои,
А детишкам по лаптишкам,
Исходное положение. Дети стоят по кругу, руки слегка согнуты в локтях передгрудью и отведены в стороны, кисти рук свободны.
Ход игры. На первые две строчки текста дети идут хороводным шагом (небольшой по длине шаг с носка), кокетливо изображая лису. На текст 3-й и 4-й строчекменяют хороводный шаг на каблучный (нога выносится вперед, слегка задеваяпяткой пол), руки ставят на пояс. Переменные притоны на месте выполняются на5-ю строчку текста. 6-я строчка — кружение дробным шагом.
«Дедушка Егор»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам – на лошадке,
Жена – на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках,
Гоп, гоп, гоп, гоп…
Исходное положение. Играющие стоят врассыпную.
Ход игры. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста,на слова «гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого галопа. Темп выполнениядвижения ускоряется.
«Трубач»
На главной площади трубач
Бойцам играет сбор.
А конь под ним несется вскачь,
Летит во весь опор!
А конь под ним несется вскачь,
Летит во весь опор!
Исходное положение. В игре участвует 12 человек. Они выстраиваются по 4 человека шеренгами буквой П. В центре четверо человек стоят лицом к зрителям. Это – «всадники». Дети в боковых шеренгах (по 4 человека) – лицом друг к другу. Это – «трубачи».
Ход игры. На 1-2-юстроки дети в боковых шеренгах («трубачи»)маршевым шагом идут по направлению друг к другу, останавливаются и на слово«сбор» поднимают правую руку вверх, имитируя игру на военной трубе. На 3-4-ю строки «трубачи» отходят на своиместа. В то же время дети центральной шеренги («всадники») берут в руки воображаемые «вожжи» и галопом начинают двигаться лицом на зрителя, затем расходятся по 2 в разные стороны, огибая шеренги «трубачей» (движение – галоп).На 5-6-ю строки, «трубачи» поворачиваются в своих шеренгах друг за другом (спиной к зрителям) и продвигаются маршевымшагом вперед, занимая освободившиеся в центральной шеренге места (двое из одной, двое из другой). «Всадники» успевают доскакать до боковых шеренг и занятьосвободившиеся места «трубачей» (по 2 в каждой шеренге).
«Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра –
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Исходное положение. Дети стоят по кругу друг за другомс воображаемым«рулем» в руках.
Ход игры. На 1-3-ю строки дети двигаются дробным топающимшагом. С 4-й строки разворачиваются на дробном шаге лицом кцентру и без остановок продолжают дробный шаг на месте, выделяя ударныеслова и слоги более сильным притопом.
«Хоровод»
Чешская прибаутка
Можно ль козам не бодаться,
Если рожки есть?
В пляс девчонкам не пускаться,
Если ножки есть?
За рога возьмем козленка,
Отведем на луг.
А девчонку за ручонку –
В наш веселый круг.
А девчонку за ручонку –
В наш веселый круг.
Исходное положение. Дети стоят по кругу, лицом к центру, руки опущены.
Ход игры. На 1-2-ю строкидети двигаются поскоком в центр круга. На 3-4-й строке расширяют круг поскоком.5-я строка:стоя на месте, выполняют полуприседание с разворотом изкруга, как будто они берут козленка за рога и выводят на луг. 6-я – выполняют три шага на месте. На 7-8-ю строки кружатся вокруг себя поскоком, на 9-10-ю – кружатся в другую сторону.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2019
Дата обновления: 08.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017