Логопедическая ритмика как средство в оказании коррекционной помощи дошкольникам

01.01.2017

О.Г. Щербакова

музыкальный руководитель

МБДОУ компенсирующего вида № 203

Логопедическая ритмика как средство в оказании коррекционной помощи дошкольникам с Ограниченными Возможностями Здоровья в соответствии с ФГОС.

«Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают… Образование выступает как институт социализации и индивидуализации» - разъясняет директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Дети с ЗПР характеризуются отставанием в эмоционально – волевой, познавательной сфере и нуждаются в оказании коррекционно – педагогической помощи. Музыкально – ритмическая деятельность наиболее комфортна и привлекательна для них. Именно в ней происходит коррекция личности ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, раскрытие творческого потенциала и приобщение к музыкальному искусству.

Изучив методические разработки и технологии многих авторов таких, как М.А. Косицина и И.Г. Бородина, С.С. Ляпидевский, Г.П. Новикова, Коплунова И.М. и Новоскольцева И.А., Т.И. Суворова и др., я создала свою рабочую программу «Коррекционная ритмика для детей с ОВЗ». Главным принципом является игровое взаимодействие с ребенком, создание условий для полноценного и радостного проживания периода детства, в процессе которого решаются коррекционные задачи.

Как известно, ребенок с ОВЗ зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах – играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это даёт прекрасный эффект в коррекции развития детей с ЗПР.

Поскольку музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку будет развить и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе.

Приняв участие в семинарах Анны Иосифовны Бурениной я убедилась, что её программа «Ритмическая мозайка» доступна и детям с ЗПР. Особенности программы свидетельствуют об её универсальности, возможности интеграции с другими программно – методическими комплектами, разработанными в соответствии с ФГОС у дошкольному образованию. В содержании данной программы заложен музыкально – ритмический психотренинг для детей и педагогов, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленный также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения.

Сегодня нет проблем найти новый сценарий, музыку, танец для детей – это можно сделать в сети интернет, и в многочисленных журналах и пособиях.

Как же использовать уже имеющийся обширный материал, каким образом можно его обновить, представить его в современном контексте.

Во – первых, «всё новое - это хорошо забытое старое». Для детей, знакомый педагогам, репертуар, будет новым, поэтому я выбираю самое лучшее из моей «копилки», по – новому преподношу и обыгрываю.

Во – вторых, структурирую репертуар по направленности, особенностям построения, характеру использования и т.д. Как правило, в работе с детьми используются:

· упражнения, направленные на развитие музыкально – ритмических навыков и навыков выразительного движения;

· массовые танцы (парные);Хочу такой сайт

· хороводы;

· инсценировки;

· характерные, сюжетные танцы;

· музыкальные игры;

· пальчиковые игры;

· релаксационные игры и другие.

В свою очередь каждую названную группу в соответствии с характерными особенностями построения танца соотношу с различными моделями. Например, коммуникативные танцы – игры организую как:

· как танец – игра «Приглашение»;

· «Зеркало»;

· «Смена партнера»;

· «Обыгрывание предмета» (передача по кругу);

· Хоровод с перестроением (например, «Ручеёк», «Кадриль»).

Использую и смешенные модели (например, передача платочка и «Зеркало»). Кроме этого, освоив с детьми одну из моделей (допустим, «смену партнеров») я меняю музыкальное сопровождение, и уже репертуар будет выглядеть более новым и свежим, а у детей выполнение перестроения не вызывает затруднений.

Любую модель можно обыграть, внести в неё что-то новое, яркое и необычное, исходя из музыкально – игрового образа, индивидуальных возможностей детей. Каждый музыкальный руководитель в этом процессе может проявить свою творческую индивидуальность, и это будет его авторской «находкой», «изюминкой», из чего и складывается неповторимый стиль его профессиональной деятельности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».