РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ.

01.01.2017

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: О РАЗВИТИИ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ.

Занятия различными видами продуктивной «рукотворной» деятельности (поделки из пластилина, бумаги, природного материала; работа с тканью, нитками и т.п.) дошкольные образовательные программы воспитания и обучения чаще всего связывают с художественно - эстетическим развитием детей.

       Их ценность традиционно аргументируется развитием у воспитанников моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца.

       Все это верно, но в то же врем, очевидно: с эстетической точки зрения детские работы не представляют особого интереса. Возможно, именно поэтому все чаще в последнее врем, непосредственная трудовая деятельность на занятиях по ручному труду и рисованию замещается (фактически вытесняется) беседами о прекрасном, рассматриванием иллюстраций, фотографий, изделий декоративно - прикладного искусства. Затем «догружается чтением стихов, музыкой «на тему», вербальным описанием того, что изображено на картине, что сводит время, отведенное на работу, к минимуму. Безусловно, знакомство с произведениями литературы и искусства, в том числе прикладного, необходимо для общего развития, но речь-то идет о собственно ручной умелости.

Ручной труд крайне полезное для общего развития ребенка занятие: формируется, как было сказано выше, общая умелость руки, в том числе мелкая моторика - важный показатель физического и нервно-психического развития. Кроме того, при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления, нагляднообразному, и будет оперировать уже не предметами, а их образами.

      Особая значимость продуктивных ручных действий в дошкольном возрасте состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка. Поясним нашу мысль, поскольку для многих педагогов взгляд этот покажется неожиданным.

        Психологи отмечают: в рассматриваемый возрастной период у ребенка на первый план (с точки зрения личностного развития) выходит потребность реализовать сформировавшиеся - в большей или меньшей степени за предыдущие годы базовое доверие к миру, автономию и инициативу в самостоятельной деятельности. И не просто в деятельности вообще, такой, как, скажем, игра, а в деятельности целенаправленной, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как чувство созидания. Неслучайно в жизни каждого ребенка наступает момент, когда на смену желанию «Всё разобрать до винтика» приходит желание что-то смастерить, починить; причем непременно самостоятельно, непременно так, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.

       Как знакома каждому ситуация, когда ребенок с торжеством вручает нам свое произведение, заглядывая в глаза и ожидая реакции. Стараясь не фальшивить, мы восторженно хвалим его, но, выполнив .долг., как правило, откладываем подарок (в лучшем случае!) на дно ящика комода, забывая: если продукт, полученный в результате усилий маленького человека, ценен для окружающих взрослых, у него формируется базовая, глубинная убежденность в собственной компетентности. Знаменитая формула 3-летнего человечка: «Я сам - дополняется важным словосочетанием: «Я могу это сам, я справлюсь» - первой формулой «психологии победителя •. И тогда уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И как правило, достигает успеха.

       А если реакция противоположна? Если продукт, созданный ребенком, не востребован, не оценен, естественно, формируется глубинное осознание собственной неспешности, и порой настолько прочно, что оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь.

       У читателя может сложиться мнение: «Возникает, казалось бы, тупиковая ситуация... Ведь при традиционном подходе на занятиях ручным трудом ребенок не создает конкурентоспособный продукт, что означает: результат этой деятельности будет - в более или менее явном виде - "работать" на формирование убеждения в собственной некомпетентности. Как следствие неумение и нежелание заниматься рукотворной продуктивной деятельностью... Как следствие, недостатки в развитии пространственно-моторной координации в системе «глаз-рука» (без чего в школе «не идет» обучение письму), в развитии координации (от чего страдает двигательная саморегуляция), внимания, умения регулировать и контролировать свою деятельность (что в дальнейшем - в период обучения в школе - обязательно обусловит низкий уровень самостоятельной учебной деятельности).

Все это верно, однако ситуация вовсе не так безнадежна. В данной статье представлен опыт многолетнего исследования таких видов ручного труда, в ходе которых дошкольник может получить и качественный, и эстетически привлекательный продукт. Его результаты показали: при обращении к нетрадиционным видам художественно-творческой деятельности, а также при соблюдении соответствующей организации деятельности, использовании соответствующих средств обеспечения в результате усилий ребенка можно получить качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах окружающих продукт. Разработанная совместно с А.В. Белошистой технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек.

      Разумеется, все задачи, традиционно связываемые с занятиями ручным трудом, встроены в предлагаемую технологию и решаются по ходу. Речь идет о сенсорных эталонах формы, величины и цвета; о развитии у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса; о воспитании аккуратности; формировании умения доводить начатое дело до конца; совершенствовании коммуникативных навыков; об умении самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); о предварительном планировании хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты); контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий).

Охарактеризуем предлагаемую технологию. Исходное условие ее разработки - требование процессуальной и материальной доступности. Чтобы изготовить

поделку, не потребуются ни трудоемкие, ни технически сложные действия, ни дорогие материалы. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и будем помнить: дошкольнику непросто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить начатое дело до конца.

      В связи с этим на занятиях встает важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный для ребенка, так и посильный процесс изготовления. Методически это означает: все этапы работы должны быть настолько продуманы, подготовлены, чтобы у детей не возникали технические проблемы. Кроме того, в основу предлагаемого методического подхода положена идея: ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.

В чем процессуальные и содержательные отличия предлагаемой технологии? Обычно на одном занятии в группе дети, как правило, изготовляют одну и ту же поделку, ориентируясь на образец. Говорить о творчестве и самостоятельном выборе не приходится, поскольку метод руководства деятельностью - пошаговые указания педагога по принципу сделай так». Говорить в таком случае об инициативе и автономии не приходится, ведь вся группа вынуждена работать в одном темпе, поскольку предложенный режим единственно возможный при пошаговых указаниях к действиям.

     Предлагаемая нами технология, ее процессуальная и содержательная стороны совершенно иные. База ее реализации альбом, включающий фотографии поделок в натуральную величину. (На сегодня подготовлено девять альбомов.) На наш взгляд, это идеальный образец для ребенка (и взрослого). На обороте каждой фотографии - инструкционная карта и силуэтное изображение основы поделки в натуральную величину изделия (что позволяет ребенку самому «снимать контур», получая сразу же готовую основу для поделки).Хочу такой сайт

       Именно такая подача рабочего материала важна для организации и поддержки самостоятельной деятельности ребенка. С этой стартовой информацией он легко придет к намеченной цели с минимальным участием взрослого. Основная задача последнего помочь соблюдать предложенные технологические этапы по изготовлению выбранной поделки. Что важно при этом? Каждый ребенок может выбрать поделку по своему желанию. Но прежде он вместе со всей группой под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает образцы, обсуждает, выбирает то, что более всего его привлекает, анализирует выбранный образец, выстраивает план действий (что будем делать сначала, а что потом), подбирает материал, реализует задуманное, сверяет результат с образцом, вносит изменения и дополнения.

      Отметим: каждый альбом, внешне привлекательный, содержит образцы разного уровня сложности, поэтому его использование возможно в любой возрастной группе детского сада. Для изготовления поделки времени, отведенного на одно занятие, достаточно, но при условии: все занятие посвящено тому, что является его целью, - продуктивному ручному труду. Для наглядности покажем, как мы в работе используем самый тривиальный предмет: горох. Казалось бы, невыразительный пример, не так ли? Однако оказывается, что половинки горошин поистине волшебный материал! Доказательство тому - фотографии, на которых читатель увидит поделки, полученные с помощью обычных половинок горошин, окрашенных

анилиновыми красками или покрытых бесцветным лаком. Делать такие поделки самостоятельно при минимальной помощи взрослого могут уже дети младшего дошкольного возраста.

      Основа каждой работы - несложное силуэтное изображение предмета (см. рисунки). Для изготовления поделки достаточно раскрасить половинки горошин фломастером или анилиновыми красками (либо использовать гуашь с добавлением клея, чтобы не пачкались руки) и приклеить их на основу рисунка. Несложное изображение приобретает рельефность, необычность фактуры и привлекает своей оригинальностью. Для занятия понадобятся: цветные горошины, карандаш, калька для перерисовывания силуэтов деталей изделия, клей ПВА.

В младшей группе педагог заранее кладет цветные горошины в блюдечко, подготавливает силуэт поделки на картоне. (Фон поделки можно оживить деталями.) Раскрашивать горошины дети научатся постепенно.

В средней группе раскрасить горошины самостоятельно не составляет труда. Несложный силуэт вырезается округлыми ножницами по рисунку, сделанному взрослым, а затем приклеиваются горошины.

       В старшей группе дети, самостоятельно обведя силуэт предмета, сначала перерисовывают его на кальку, затем вырезают и переводят на картон, раскрашивают горошины и приклеивают на силуэт в соответствии с замыслом или глядя на образец.

       Приведем инструкцию к поделке «Клубничка» (для работы в старших группах).

1.  Перерисуйте силуэт клубнички на кальку.

2.  Вырежьте силуэт округлыми ножницами.

  1. Переведите силуэт на плотную бумагу (или тонкий картон), разглаживая его салфеткой от центра к краям.
  2. Покройте горошины лаком и разложите на силуэт клубнички, отметив заранее места их расположения мелком или фломастером.
  3. Смажьте плоскую сторону горошины клеем и приклейте ее на отмеченное место.

Примечания:

  1. Предложите детям сделать рамочку к картонке. Если кто-то затрудняется, педагог помогает подобрать цветную бумагу, вырезать зубчики или полоски и приклеить рамку к картонке.
  2. Предложите придумать игру с поделкой. Желательно, чтобы игровое действо сопровождалось диалогом с персонажами - игрушками.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.docx (скачать)

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».