ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

01.01.2017

Зачем развивать фонематический слух? Часть 1.

Фонематический слух.

   Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом.  А что же такое – этот фонематический слух и надо ли его развивать?

  

   Все множество звуков, которые  нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки.  И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация.  Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.

    

      Если  же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака.  Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.

   

    Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы.  Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие,  его фонематический слух должен быть достаточно развит.

Что же такое фонематический слух?

      Не будем вдаваться в теорию, искать наиболее правильную формулировку. Это нам совсем не нужно. Главное, понять суть. Вот как трактует это понятия один из словарей.

   

    Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек  воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

   Фонематический слух можно разделить на 3 составляющие:

     

        Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

     

         Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

   

      При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

    

       Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова «кирпичи» произносит «титити». Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

  

    Независимо от методики обучения чтению, ребенку необходимо слышать и различать  речевые звуки.  В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они  только небольшими оттенками.

     

         Попробуйте  объяснить ребенку, чем различаются первые звуки  в словах Мел и Мал. Как бы Вы не объясняли, что один звук твердый, а  другой мягкий, если ребенок не слышит этих отличий, то он и не поймет.  В данном примере, это не слышание может отразиться на неправильном звуковом анализе слова. К счастью, звуковой анализ слова мы делаем крайне редко и то, только на этапе обучения чтению и письму. Казалось бы, ничего страшного, что  анализ слова будет ошибочным.

     

         А вот если ребенок не услышит твердый и мягкий звук в словах  Мять и Мат, то это выльется в грамматические ошибки.  И часто дети умудряются в одном слове сделать по несколько ошибок только из-за неразвитого фонематического слуха. 

     Когда же начинать развивать фонематический слух?

       Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?  Спрашивают у малыша:

- Как говорит кошка?  (Мяу, мур-р)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)

- Как едет машина?  (У-у-у, др-р-р)

- Как говорит водичка?  (С-с-с, кап-кап)

   

    Все эти звукоподражания  формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить  разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать  парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

       

           Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и на вопрос Какой первый звук в слове ЛУНА?  говорят – ЛУ.  Здесь согласный и гласный настолько крепко слились, что разделить их ребенку очень трудно. Но надо.

       

         Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка  выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно.   Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков.

      

        Если Вы  хотите, чтобы ребенок хорошо учился в школе, грамотно писал, легко изучал иностранные языки, обязательно развивайте фонематический слух ребенка.  Это совсем не трудно и большую часть упражнений можно делать  между делом, затрачивая 5-10 минут. 

 

Развиваем фонематический слух. Важный этап в подготовке к обучению чтению. Часть 2.

     Одним из важных  подготовительных этапов к обучению чтению и письму  является развитие фонематического  слуха.  К сожалению, об этом мало говорится и родители не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Видимо, большинство родителей считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо.

     

       Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

    Сейчас я хочу предложить Вам  игры  для развития фонематического слуха  дошкольников.  

    

      «Первый — последний». В этом упражнении мы учим ребенка определять первый или последний звук в слове на слух. Вы просто договариваетесь с ребенком, что Вы произносите слово, а он отгадывает, какой звук первый (или последний).  Вы проговариваете ребенку слово так, чтобы этот звук слышался четко и долго. А ребенок называет первый звук. 

     

           Когда первый звук ребенок уже будет определять легко, то можно дать задание определить последний звук. Это делать труднее.

    

          Очень часто на первом этапе, когда ребенок только начинает выполнять такое упражнение, он называет не звук, а целый слог-слияние,  если согласная стоит перед гласной.  Не стоит ругать ребенка, а тем более смеяться над ним. Надо просто еще раз, а может и не один, произнести слово и слог с очень четким разделением звуков.  Например, с-а-н-и.

      

             В таком случае звук слышится в отрыве от других и ребенку легче его услышать. Но здесь существует вероятность, что услышав слово по звукам, ребенок звук отдельный услышит, но все слово не поймет. Хорошо, если есть рядом этот предмет или картинка, которую обозначает это слово. Тогда можно попросить,  чтобы ребенок показал то, что обозначает это слово. Если предмета или картинки нет, то определить, как понял ребенок слово можно с помощью вопросов. 

    

            Попросите ребенка назвать какое-то свойство предмета. Например: «Из чего это сделано?  Какого бывает цвета?  Для чего нужно?»  Задав такой вопрос, Вы поймете, понял ли ребенок смысл слова или нет. Если все-таки не понял, то произнесите слово чуть быстрее, пропойте его, проговорите слово столько раз, чтобы ребенок услышал и понял его.

      

          Как Вы думаете, сколько времени у Вас уйдет на эту игру? Раза в 2 меньше, чем ушло на чтение этой  статьи.  

    

            Эту игру-упражнение  можно использовать между делом, когда у Вас есть 2-3 минутки ничем не занятые. Гуляете на прогулке, идете в садик, едете в транспорте – в различных ситуациях можно играть в эту игру и совершенно незаметно для себя и ребенка формировать его  фонематический слух.

      Хочу такой сайт

         Очень важное дополнение. Подбирать слова для игры надо так, чтобы нужный звук – первый или последний, был в сильной позиции, т.е. четко произносился и хорошо слышался.  Можно подобрать слово «суП», но нельзя слово «зуБ». Избегайте слова, заканчивающиеся на звонкую согласную, если Вы определяете последний звук в слове.

     

            Кроме этого, не надо брать слова с буквами Я, Е, Ё, Ю. Я сейчас не буду объяснять, почему. Это тема отдельного разговора. Просто возьмите себе за правило, если Вы определяете звук, то не используйте слова с этими буквами.

Как «Эхо» развивает фонематический слух? Часть 3.

      О необходимости развивать фонематический слух  ребенка   уже говорилось и не раз.  Развивать фонематический слух  ребенка нужно для того, чтобы он легко мог выделять в потоке речи отдельные звуки.

      

        Как Вы понимаете, это умение просто необходимо для учебы в школе. Дети, которые испытывают трудности с выделением отдельных звуков,  не смогут в школе написать диктант, как бы ни старались. А, значит, и учиться им будет  трудно, ведь диктант – одна из традиционных форм проверки умений ребенка по языку.  К сожалению, сейчас  все больше и больше детей приходят в школу с различными нарушениями речи, с неразвитым фонематическим слухом, отсюда и такое большое количество  учеников, которые  при написании диктанта допускают  по несколько ошибок в  одном  слове.

Как же развивать этот   фонематический слух? 

     

        Прежде всего, хочу отметить, что непосредственно развитием фонематического слуха начинают заниматься после 4 лет.  Различные упражнения в звукоподражании уже являются началом  формирования  фонематического слуха.  А  в 5-6 лет уже надо применять упражнения, нацеленные на умение выделять отдельные звуки и слоги.  Таких упражнений множество и выглядят они, как игра. Поэтому  ребенку мы и предлагаем  различные игры, подразумевая специальные упражнения.

     

          Спросите ребенка лет 5-6, какая буква первая в слове «белка»?  Что Вы услышите? Что первая буква – «БЕ».  Не спешите исправлять ребенка, ведь он сказал так, как услышал.  Дело в том, что согласный и гласный образуют практически единое целое – слог-слияние  и ребенку очень трудно на слух  разделить эти звуки. Поэтому сначала лучше и легче учить слышать слоги-слияния.  Для этого можно просто играть в игру «Эхо».

     

      Для начала стоит рассказать малышу про эхо и по возможности продемонстрировать это  в пустом помещении или в горах.  Можно рассказать стихотворение    "ЭХО"      Е. Мельникова                                 

       

         Как же так? …так, так. Не пойму никак!…как, как,  Почему, Что за слово ни скажу –  Прозвучит оно в горах И в лесах? … ах, ах. Говорят, что это – эхо, Словно голос (вот потеха!) Убежал, улетел, Отскочил и сам запел! Я над эхом подшучу: Сяду тихо, помолчу.

     

          А потом распределить роли в игре: взрослый будет просто взрослым, а ребенок — Эхо. Это Эхо повторяет только последний слог в слове.  Даже не обязательно учить сначала делению слова на слоги. Надо просто сказать, что Эхо повторяет конец или «хвостик»  слова, не уточняя, что это слог. И слова подбирать такие, чтобы оно заканчивалось на слог-слияние: мо-ре, кар-та, мо-ло-ко.

      

          Эта игра не требует определенных условий и играть в нее надо между делом, когда есть свободные 3-5 минут и ребенок расположен поиграть: в транспорте,  по дороге, на остановке.

     

          Конечно, все время быть Эхом ребенок не захочет. Через некоторое время он предложит эту роль Вам. И правильно, надо же меняться, чтобы было все по-честному.

  

   И теперь, когда Эхо стало большим, вы, кроме фонематического слуха,  будете проверять и развивать еще и внимание ребенка, и  умение контролировать ситуацию. Дети поначалу не понимают, что надо контролировать выполнение задания и часто даже не слушают ответ. Значит, надо их учить контролировать себя и других.

   

        Иногда, выполняя роль Эхо, стоит допускать ошибки и называть не совсем правильно «хвостик» слова. Можно парную согласную в слоге заменять своей парой, или произносить близкий гласный звук.  Например,  в слове «коза» сказать «СА», в слове «море», назвать «РЮ».

   

         Вроде бы пустяки, но это очень важные для ребенка моменты. Играя в такие игры хотя бы изредка, мы развиваем его фонематический слух – важное умение при поступлении в школу и  приучаем ребенка  контролировать себя и других, развиваем внимание ребенка.

 

Как развивать фонематический слух ребенка? Часть 4.

   

   Вот ещё несколько упражнений на развитие фонематического слуха. Сразу хочу отметить, что эти упражнения надо  начинать с 5-6 лет. В более младшем возрасте используются другие виды упражнений.

« Поймай звук»

         Мы предлагаем ребенку: » Давай мы с тобой будем ловить звуки. Если в слове есть звук «С» , то ты хлопай в ладоши один раз. Если нет, то молчи и не хлопай». Мы очень четко называем слова, в которых этот звук стоит в сильной позиции и его хорошо слышно  и слова, в которых этого звука нет совсем.

Например: суп, дуб, соль, моль, письмо, пишу, пёсик, нос, воз.

    

       В начале игры надо нужный звук произносить дольше и очень четко, делать на нем акцент.  По мере развития слуха, мы все меньше и меньше делаем акцент на нужном звуке. Но это происходит ближе к 7 годам. Даже первоклассникам звук надо подчеркивать.

      

        Обратите внимание, что звук должен быть всегда только в сильной позиции и не заменяться парным. В конце слова можно называть только глухие согласные или сонорные, те, которые не оглушаются при произношении.  Мы можем назвать слово «суп», если «ловим» звук П, но нельзя называть слово «зуб», если «ловим» звук Б.

     

        Нельзя «ловить» звуки Я, Ё, Е, Ю! Эти буквы  могут обозначать 2 звука и при произношении мы слышим другие звуки. Вообще, постарайтесь эти буквы до школы не трогать.

 

«Найди похожие»

      Для этой игры нам понадобятся картинки. Это могут быть картинки из азбуки, из лото, любые предметные картинки. Мы подбираем несколько картинок, среди которых есть те, что  начинаются  на одну букву.  И просим ребенка найти слова, которые начинаются на одну букву.

     

        Если ребенок затрудняется.  то предложите назвать все картинки вслух и послушать «имена» картинок.  Если трудно и так, тогда, конечно, надо помочь. Но не подсказывать, а просто назвать эти предметы, делая сильный акцент (произносить дольше и громче)  на одинаковых буквах.

   

     Грамотные люди, конечно, могут заметить в моих рекомендациях ошибку. Правильно, мы произносим звук, а не букву. Но я специально так пишу, потому, что маленькому ребенку эту разницу между звуком и буквой уловить еще трудно.

      

        Ребенок мыслит наглядными образами. Букву он может увидеть и написать, а звук нет.  Поэтому, дошкольникам не стоит делать упор на различиях буква-звук. Пусть называет  буква, а произносит звук.  Придет время, пойдет в школу и поймет разницу между буквой и звуком.  Кроме того, каждая буква может обозначать разные звуки.  На начальном этапе  не обязательно это  подчеркивать.

     

     Нам надо, чтобы ребенок научился разделять звуки, слышать  в общей массе слова.   В словах  «лук» и «люк» буква Л обозначает разные звуки – твердый и мягкий. Но ведь буква-то одна! Пусть ребенок сначала услышит.  что это звук Л, а уж потом мы обратим внимание на мягкость и твердость. Но потом, когда уже научится слышать и  разделять отдельные звуки.

 

«Цепочка слов»

      Называем по очереди слова-предметы по определенному правилу: каждое слово начинается на  последнюю букву предыдущего слова.  Это  более трудное задание и делать его надо уже ближе к школе. Правда, некоторые дети и в 5 лет прекрасно справляются с этим заданием.  Все зависит от возможностей самого ребенка. Так что пробуйте, учите и в школе малышу будет значительно легче. Кстати, хороший фонематический слух – основа успешного обучения любому языку.

 

     http://chitalochka-ru.ru/category/razvitie-fonematicheskogo-sluha

 

Просмотров всего: , сегодня:

Зачем развивать фонематический слух.docx (скачать)

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 01.07.2022

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».