КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

01.01.2017

Конструирование из природного материала как средство формирования творческой личности дошкольника

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлет свое тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зимнего холода, покрывается легким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть.

Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Проходите в лесу мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками – желудями. Остановитесь, не спешите. Всмотритесь внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха-гном. Приделайте ему ноги, разукрасьте лицо, и он улыбнется вам, станет вашим спутником на прогулке.

А вот в парке красавица ель, а вот сосна. А что под елкой? Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой, – видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой – узнаете? Да это же ежик!

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно и не обнаружить.

Задача воспитателя – воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

Работа с природным материалом поможет маленьким почемучкам встретиться с уже знакомыми сказочными героями, персонажами книг и совсем незнакомыми жителями страны неизведанного.

Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру ... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

Конструировать поделки из природного материала начинаем с дошкольниками в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Кроме того, с развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт. Это позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию.

Однако с самим природным материалом для конструирования знакомим детей значительно раньше, уже в младшей группе, во время прогулок, когда малыши собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними.

Позднее, в средней группе, учим детей наблюдать за тем, как природный материал превращается в руках воспитателя в поделку. Обращаем внимание детей на особенности природного материала. Предлагаем им решить, какой орех подойдет для головы птички, а какой для ее туловища. Показываем, как кусочком пластилина соединяются детали поделки, как нанизываются на проволоку или нитку бусы из ягод или желудей. Постепенно и дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.

В старшей группе работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, саду, огороде, у речки привлекаем внимание детей к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам. Предлагаем вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предлагаем собрать весь этот природный материал для поделок.

Главная цель обучения конструированию из природного материала – сформировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

Для реализации этой цели старались строить педагогический процесс на последовательном и поэтапном развитии художественно-творческих способностей детей – от простого к сложному.

Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:

1. Изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа).

2. Поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина).Хочу такой сайт

3. Поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками.

4. Поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги.

Первые поделки из природного материала дети выполняют по образцу, затем предлагаем им создать изделия на определенную тему или по собственному замыслу.

Работа с образцом позволяет ребенку не только понять, к какому результату он должен стремиться в процессе конструирования, но и учит анализировать изделие, помогает освоить приемы и последовательность работы с природным материалом, а также стимулирует желание создать такую же красивую поделку, как образец. Но, даже организуя работу по образцу, создаем условия для проявления фантазии. Например, при оформлении изделия (шапочка, бантик, фартучек из ткани) или при объединении поделок в общую композицию.

Можно выделить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок.

Значительно больше возможностей для творчества и поисковой деятельности возникает у детей, когда они мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Такие занятия имеют большое воспитательно-образовательное значение. Воспитатели учат детей самостоятельно планировать свою деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить части игрушки, детали т. д.). Однако эти виды конструирования возможны лишь тогда, когда у детей уже имеются определенные умения создания поделок из природного материала.

Изделия дошкольников усложняются постепенно за счет увеличения количества деталей, использования различных природных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции.

Постепенно приемы конструирования поделки из одного вида природного материала переносятся на другой материал. Это способствует развитию самостоятельности при выборе приемов и последовательности работы и способности к творчеству.

Дети всегда любят мастерить. Для того чтобы в процессе конструирования ребенок почувствовал настоящую радость созидания и творчества, воспитатели уже во время первого знакомства с поделками из природного материала, показывают разнообразие природного материала и его возможности превращения в красивые поделки, что вызывает интерес к этому виду деятельности.

Используя на занятиях показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, не забываем о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемах обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от дошкольника ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко могут повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретет уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Таким образом, работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

Используемая литература:

1. Новикова И.В. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.

2. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 01.07.2022

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».