ВОСПИТАНИЕ ПОХВАЛОЙ.

01.01.2017

Воспитание похвалой.

     Не бойтесь хвалить детей - на похвалах они растут, словно на дрожжах. Как правило, мы испытываем дефицит одобрения. В три года нас хвалят каждую минуту, в пять лет - каждый день, в двадцать - хорошо, если раз в году. Грудного ребенка мама хвалит беспрестанно: он и сосет хорошо, и спит хорошо - вот молодец, вот хороший мальчик! Малыш не понимает слов, но то, что его хвалят, - это он наверняка чувствует! Познание морали начинается с того, "что такое хорошо", а не с того, "что такое плохо". Цель похвалы одна: побуждение к нужному действию. Поэтому лучше не хвалить ребенка вообще: "Какой хороший мальчик!" Всегда стоит прибавить и объяснение, отчего же хороший: "все съел, сам лег спать, тихонько играет, сам положил кубик на кубик..." Даже когда ребенок делает что-то не так, мать находит, за что можно похвалить, и именно на это обращает внимание. Сын застегнул пальто, перепутал все пуговицы и петли, одна пола ниже другой, но мать не говорит ему: "Неряха", а говорит: "Молодец! Сам застегнулся! Все так хорошо получилось, только одна пуговка не в ту петлю попала!"

       А если ребенок хвастается, напрашивается на похвалу? Нас сразу охватывает страх: не вырастет ли хвастун? Не вырастет! Хвастунами становятся как раз те, кто недополучил положенную каждому человеку порцию поощрения. Ребенок зовет: "Мама, посмотри, что я построил! Что я нарисовал! Как я научился кувыркаться!" Молодец! Молодец! Молодец! И конечно, мы произносим это главное слово воспитателя не между прочим, не небрежно, а самым компетентным тоном, со знанием дела говорим, с радостью. Мы никогда не устаем радоваться достижениям ребенка!

     Другое опасение: вот я его хвалю, он к этому привыкнет, а пойдет в школу, и там окажется... Тяжело ему будет. И ради будущей способности обходиться без похвал мы сегодня стараемся не замечать успехи ребенка - чтобы потом ему не было трудно. Но он придет в школу, встретится с детьми, уверенными в себе, выросшими на похвалах, - и действительно будет проигрывать рядом с ними.

    Обычно ставят в одну строку поощрение и наказание. Но сила их неравная. Наказание действует сильнее, когда речь идет о людях взрослых. Если же мы только начинаем воспитывать, поощрение во сто раз действеннее. Особенно если оно исходит от авторитетного человека. Словом, не бойтесь хвалить детей...

     У хорошего воспитателя даже порицание начинается с похвалы. И если он хочет сказать о недостатке, он говорит о нем как об исчезающем недостатке - мол, все хорошо, все идет в правильном направлении, еще немного усилий!

      Но вот ребенок пошел в школу, и вдруг выясняется, что он не может хорошо учиться, что он медлителен в работе. Его бранят, ему внушают тем самым, что он хуже других, неспособный, и здесь главная наша задача - сохранить у человека хорошее представление о себе самом.

    Если ребенок учится хорошо, единственное, что мы должны делать, - интересоваться его успехами, сдержанно хвалить. Если же учится плохо - надо помочь ему. Сухомлинский считал, что маленьким детям обязательно надо помогать дома, сидеть с ними, потому что у них слаба еще собственная воля.Хочу такой сайт

     В идеале так и должно быть. Но что подчас при этом творится в доме! Какие крики! Какие оскорбления! Какие слезы! Война, а не уроки. Учение с первого дня превращается в мучение, и ребенок не знает, чего же ему больше бояться: школы, где на него кричат, или дома, где на него кричат еще больше?

      Если мы не можем пересилить себя, если срываемся на брань и крик, лучше оставить ребенка в покое, не помогать ему вовсе, потому что не так страшны двойка и все плохие отметки, вместе взятые, как эти ссоры, брань и крик.

     Ведь очень может быть, что первоклассник пошел учиться слишком рано. Дети не созревают одновременно. Значит, надо потерпеть, не ждать от ребенка немедленных успехов. Наша заинтересованность, тревога и затаенная надежда непременно сделают свое дело. Если сохранится чувство уверенности в себе - все будет в порядке!

   Конечно, в воспитательных целях (особенно среди взрослых) иногда приходится сбивать слишком высокое мнение человека о себе, если он зазнался. Но ведь и в этом случае наша главная забота - не разрушить человека до конца, потому что иначе он пропал и никакая критика ему не поможет. Обратите внимание - осуждаем поступки, а личность не трогаем. Личность во всех случаях остается неприкосновенной!

Просмотров всего: , сегодня:

Воспитание похвалой.docx (скачать)

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».