01.01.2017
Нервный тик у ребенка.
Тик – неконтролируемое сокращение тех или иных групп мышц – распространенное явление у современных детей.
Этот мини-спазм сопровождается:
- либо действиями: моргание, поворот головы, перекос рта, гримасничанье,
подергивание пальцами, движение плечами и т.д.,
- либо звуками: покашливание, поскуливание, повтор одного и того же слова,
шмыганье носом.
В особо сложных случаях бывает одновременно несколько видов тиков. Ребенок не замечает, что он проделывает такие движения и звуки, это происходит непроизвольно. Если попросить его прекратить, он сконцентрируется, заметит навязчивое движение или звук, может некоторое время сдерживаться, но как только расслабится или отвлечется – все пойдет по новой.
- Причина появления тиков – нервная система ребенка не выдерживает перегрузок.
Результат – тики. Избыточной нагрузкой могут оказаться большое количество занятий,
Освоение нового вида деятельности, долгое сидение у телевизора или компьютера, плавающий режим дня. Если дело именно в этом, то, внимательно понаблюдав за ребенком, можно заметить, когда он начинает моргать или пожимать плечами. Например, после просмотра телевизора или когда не выспался. Или в конце сентября-октябре – во время адаптации к нагрузкам; в марте-апреле – в период снижения иммунитета и накопления усталости. А может быть, только от усталости.
В этом случае помочь легко.
Чтобы у ребенка от усталости не возникали тики, необходимо:
1.четкий режим с адекватным количеством учебной нагрузки;
2.ежедневные прогулки на свежем воздухе. Нужно каждый день гулять на свежем воздухе хотя бы по два часа. Мозг ребенка находится в стадии активного формирования нервных связей, а без достаточного притока кислорода все процессы замедляются, и вероятность «перегрузки» нервной системы, проявляющейся в тиках, возрастает. Также для снятия мышечного напряжения важно бегать, прыгать, танцевать, спонтанно активно двигаться. Многие взрослые считают, что если ребенок сходил на танцы, спортивную секцию – то подвигался достаточно. Но это не так. На занятиях ребенок учится, осваивает новые навыки, соблюдает дисциплину – все это требует напряжения. Даже прогулки, к сожалению, часто проходят под постоянные окрики взрослых: «Не залезай туда – упадешь, осторожно – запачкаешься» и т.д.
3. Спонтанно двигаться. Двигательная спонтанная активность: бег, прыжки, катание по полу, броски, пинки, лазание вверх, ползание на четвереньках, растягивание и т.д. Можно даже спросить ребенка, как ему хочется подвигаться. А еще лучше - подвигаться вместе.
Именно в спонтанных движениях формируется нервная система ребенка,происходит формирование нервных связей в головном мозге. И повышенная только на глаза нагрузка при снижении или отсутствии двигательной активности (при просмотре мультфильмов и за игрой в компьютерные игры) приводит к повышенной утомляемости нервной системы. Неслучайно есть выражение «мозги закипели» - именно это и происходит с детьми, когда они мало двигаются и редко гуляют на свежем воздухе.
- Одной из причин возникновения тиков может стать напряжение, связанное с
эмоциональными переживаниями.
Тревога, страх, сложные отношения в семье, конфликты со взрослыми или педагогами, завышенные ожидания родителей или свои собственные – все это влечет усиление нервно-эмоционального напряжения. Ребенок сам не осознает насколько ему плохо.
Это постоянное напряжение запускает механизмы телесной реакции на стресс, неприятности. А она у человека такая же, как у животных Заяц в случае опасности убегает, не задумываясь о том, как он выглядит со стороны и, что подумают белки, с соседней елки. Тигр бросается на противника без риска быть после этого наказанным.
Чтобы убежать и отбиться, нужны мышцы в тонусе. Вот ребенок и ходит с этим тонусом, но, в отличие от зверей, не может ни убежать, ни отбиться, да и просто поговорить на волнующую его тему с понимающим взрослым. И тогда постоянное напряжение начинает «прорываться» в виде тиков. Они отражают те движения, которые сделал бы ребенок, если бы было можно.
Звуковые же тики – это невысказанные слова. Поэтому ребенку можно предложить порычать, порвать бумагу, сбросить с себя груз – завершить то, чего он не мог сделать, когда над ним нависал недовольный взрослый.
Если в основе тиков лежат причины эмоционального характера, нужно:
1.исследовать взаимоотношения в семье, выявить, что травмирует ребенка: поведение или слова родителей; выйти из привычных травмирующих стереотипов общения и изменить ситуацию к лучшему;
2.внимательно отнестись к жалобам ребенка на какого-либо педагога – если тиковые реакции проявляются в основном в детском саду; в дошкольный период желательно исключить все занятия, которые проводятся в «школьной манере», т.к. в это время ведущая деятельность – игра.
3.включать телесно-ориентированные методы, вокализацию (при звуковых тиках полезно каким-либо образом «звучать») при индивидуальной коррекции.
Часто физиологические тики возникают на фоне врожденной ослабленной нервной системы. Конечно же, стоит показаться неврологу, ведь нервная система нуждается в регулярной подпитке витаминами и аминокислотами. А в сложных случаях – более серьезными препаратами.
- Также причиной тиков может стать травма.
Например, травма копчика приводит к зажимам в плечевом и челюстном отделах и, как следствие, к тикам в этих областях. Тело человека имеет целостную структуру: верх, низ и середина взаимосвязаны. Поэтому полезно регулярно посещать остеопата – специалиста, помогающего восстановить нормальное состояние связок, мышц, а также кровоток и нервную систему.
Если тики разнообразны, охватывают все тело – это тревожный сигнал, возможно, следует посетить детского психиатра, т.к. подобные проявления могут означать начало психического расстройства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2019
Дата обновления: 08.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017