Своеобразие мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

06.11.2020

Своеобразие мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.


 

Мыслительные операции, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, протекают весьма своеобразно. Так, выполняемый ими мысленный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью. Глядя на объект, ребенок называет далеко не все составляющие его части даже в тех случаях, когда хорошо знает их названия, а также не отмечает многих, существенно важных свойств, хотя они ему давно известны. Анализ объектов оказывается более подробным, если он осуществляется с помощью взрослого – по его вопросам. В тех случаях, когда дети под руководством взрослого последовательно выполняют с предметом практические действия, которые, казалось бы, должны привлечь их внимание к его особенностям, производимый ими анализ обогащается незначительно. Внимание детей сосредоточивается на отдельных действиях, которые они не осознают как направленные на последовательное рассмотрение объекта. Обнаруживается неупорядоченность, бессистемность самостоятельно выполняемого анализа, беспорядочное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, существенного.

Еще большие трудности представляет для детей с нарушением развития сравнение двух, а тем более нескольких объектов. Сравнение предполагает сопоставительное установление черт сходства и различия между предметами или явлениями, в некоторых случаях — выявление их тождества. Дети обычно обращают внимание только на те особенности, которые отличают один объект от другого, и не замечают того, что эти объекты имеют также и черты сходства.
Сравнение требует последовательного сопоставления однотипных частей или свойств предметов. Нередко дети утверждают различие между объектами, ссылаясь на несопоставимые признаки. В ряде случаев заменяют сложную задачу более легкой, привычной и, вместо того, чтобы сравнивать два или несколько объектов, начинают анализировать один из них, то есть выполняют в какой-то мере сходное, но иное задание. Или, начав сравнение, ребенок переходит на анализ одного из предметов и, в силу недостаточной критичности, неумения контролировать свои действия и получаемые результаты, совершенно не замечает этого. Ребенок как бы не удерживается в русле сложного для него задания (соскальзывает) и непроизвольно заменяет его более простым, тем самым, облегчая свою умственную деятельность.
Еще более сложной задачей для детей с ОВЗ является обобщение наблюдений, например объединение предметов или явлений на основе выявленной общей, существенной для этого ряда объектов черты. Выполняя подобное задание, дети нередко берут во внимание случайные признаки, то есть действуют необоснованно, вопреки логике вещей. Так, они объединяют картинки с изображениями чашки, тарелки и цветка в одну группу потому, что эти предметы синего цвета, но отказываются присоединить к группе предметов, относящихся к посуде, чайник, потому что он красный, или относят мышь к числу домашних животных на том основании, что она имеет норку в доме за шкафом. Таким образом, обобщения детей с ОВЗ оказываются слишком широкими, недостаточно дифференцированными. В их способе выполнения задания проявляется свойственная детям этой категории патологическая инертность нервных процессов.

Рубинштейн С. Я. выделил другие особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта:
1)  слабость обобщений,
2)  непоследовательность,
3)  слабость регулирующей роли,
4)  некритичность.

По его мнению, основной, центральный для всех детей с нарушением интеллекта недостаток мыслительной деятельности – слабость обобщений – проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко, заучивая наизусть, не понимают смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил (математика), - представляет для таких детей наибольшую трудность. Сложной задачей для них является также усвоение новых общих понятий, с которыми они имеют дело.

Мыслительной деятельности детей с недоразвитием интеллекта свойственны и другие особенности. Это непоследовательность, которая особенно ярко выражена у тех детей, которым свойственна быстрая утомляемость. К этой категории принадлежат дети с сосудистой недостаточностью, перенесшие травму, ревматизм и другое. Начав выполнять задание, они нередко «сбиваются» с правильного пути из-за случайной ошибки или случайного отвлечения внимания каким-либо впечатлением. Такие дети при ответе могут потерять нить мысли и заговорить о чем-либо, не имеющем отношения к делу. Нарушается целенаправленность мыслительной деятельности, хотя есть заинтересованность в хорошем выполнении того или иного дела, есть адекватное личностное отношение к нему. Однако, мерцающий характер внимания, беспрерывно колеблющийся тонус психической активности не дают ребенку возможности длительно сосредоточенно обдумывать какой-либо вопрос. В результате возникает разбросанность и непоследовательность мыслей. В иных случаях нарушения логики суждений возникают из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов, склонность застревать на одних и тех же частностях, деталях.

Следующей особенностью мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ является слабость регулирующей роли. Особые трудности возникают в связи с тем, что дети этой категории не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Природа этого дефекта изучена меньше, чем он того заслуживает. Новое задание не вызывает у детей попыток предварительно представить себе в уме ход его решения.

Хочу такой сайт

Известно, что в результате многократного повторения практических действий человек оказывается в состоянии совершать их в уме. Выделяясь в самостоятельный акт, мысль оказывается в состоянии опережать действие, предвосхищать его результат. Ребенок с ОВЗ часто не обдумывает своих действий, не предвидит их результата. Это означает, что ослаблена регулирующая функция мыслительной деятельности.

Слабость регулирующей роли мыслительной деятельности тесно связана с некритичностью. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки, даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Неумение сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности носит название некритичности мыслительной деятельности. Эта особенность в большей или меньшей степени присуща многим детям с ОВЗ.

Таким образом, у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, так как она формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.11.2020

Дата обновления: 06.11.2020

Дата публикации: 06.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».