16.12.2020
Формируем фонематический слух у
дошкольников.
В статье «Фонематический слух и признаки его
нарушения» мы разобрали что означает термин фонематический слух, там же описаны
нормы его развития у детей с рождения до 5 лет.
Мы выяснили, что фонематический слух - это
частичка языковой интуиции, которая передается по наследству, как генетический
фактор. Сначала развивается способность различать гласные звуки, затем
согласные. Процесс формирования фонематического слуха при нормальном речевом
развитии завершается к 2,5 – 3 годам. Далее, на базе фонематического слуха
развивается фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие —
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько
слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце
слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие
помогает ответить на эти вопросы.
Выделяется 4 стадии развития:
1
– способность узнать звук в слове
2
– способность выделить первый и последний звук в слове
3
– способность определить последовательность и количество звуков в слове
4
– способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам.
На основе фонематического восприятия и слуха формируются
фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез,
которые являются залогом успешного вхождения детей в школьное обучение и
эффективного освоения навыков чтения и письма.
Преодоление
нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений
логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
На логопедических
занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка используются следующие игры и упражнения, которые так же
могут применять родители с детьми дома:
«Назови первый гласный звук»
Взрослый произносит
слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот
называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки»
Взрослый
произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают
составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а -
«ма»; н,о,с – «нос».
«Определи первый гласный звук»
Произносите ребёнку
слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот
звук.
«Повтори искажи наоборот»
Взрослый
проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а
затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается
найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Взрослый произносит
ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда
услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а
ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
«Назови слова на звук …»
-Взрослый предлагает
ребёнку придумать слова на заданный звук.
-Взрослый показывает
детям картинки и называет их,
пропуская первый
звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук
(ррромашка).
«Поймай звук»
Предложите ребенку
хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх,
приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук»
Взрослый предлагает
детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся
черноухийкотено…К).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит
три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка,
мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть
во всех этих словах.
«Весёлое название»
Взрослый предлагает
ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово,
изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко
произносит звукосочетания:
Баман, альбом,
витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта,
банам, авьбом, виталим, тлетка.
Полноценная
речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе.
Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до
того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно
помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее
интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому
все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2020
Дата обновления: 16.12.2020
Дата публикации: 16.12.2020