ФОРМИРУЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У ДОШКОЛЬНИКОВ

16.12.2020

Формируем фонематический слух у дошкольников.

 

В статье «Фонематический слух и признаки его нарушения» мы разобрали что означает термин фонематический слух, там же описаны нормы его развития у детей с рождения до 5 лет.

 

Мы выяснили, что фонематический слух - это частичка языковой интуиции, которая передается по наследству, как генетический фактор. Сначала развивается способность различать гласные звуки, затем согласные. Процесс формирования фонематического слуха при нормальном речевом развитии завершается к 2,5 – 3 годам. Далее, на базе фонематического слуха развивается фонематическое восприятие.

 

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

 

Выделяется 4 стадии развития:

1 – способность узнать звук в слове

2 – способность выделить первый и последний звук в слове

3 – способность определить последовательность и количество звуков в слове

4 – способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам.

 

На основе фонематического восприятия и слуха формируются фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез, которые являются залогом успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма.

 

Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка используются  следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:

 

«Назови первый гласный звук»

 

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).

«Сложи звуки»

Взрослый произносит  слог или слово  по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос». 

«Определи первый гласный звук»

 

Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

 

«Повтори искажи наоборот»

 

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке  (а.у,и – и.у,а).

 

«Зоркий глаз»

 

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

 

«Что лишнее?»Хочу такой сайт

 

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

 

«Чистоговорки»

 

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.


Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе). 
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).


«Назови слова на звук …»

 

-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

-Взрослый показывает детям картинки и называет их,

пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

 

«Поймай звук»

 

Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

 

«Подскажи последний звук»

 

Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухийкотено…К).

 

«Какой звук есть во всех словах?»

 

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

 

«Весёлое название»

 

Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

 

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.12.2020

Дата обновления: 16.12.2020

Дата публикации: 16.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».