Формирование приёмов умственной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

16.12.2020

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Дети с ОВЗ нуждаются в коррекционной помощи по развитию мыслительной деятельности. Одним из видов такой помощи могут быть специально подобранные дидактические игры, которые можно использовать на различных коррекционно-развивающих занятиях, как групповых, так и индивидуальных.
При проведении развивающих дидактических игр и упражнений необходимо обязательно учитывать следующие принципы:
1. Игровая мотивация действий.
2.  Доступность заданий.
3.  Постепенное усложнение практических задач.
4. Повторяемость, возможность самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком.
5.  Наблюдение детей за действиями сверстников в целях подкрепления собственного опыта опытом наблюдения, что дает материал для обобщения.
6.  Включение речи в процесс решения проблемно-практических задач.
Дидактические игры, направленные на развитие мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

1.  «Кто где живет?»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, обобщения, сравнения; учить самостоятельно определять основание для группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.
Оборудование. Игрушки, строительный материал, мебель
Ход игры.
Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другое – машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сначала 6, а затем 8-10) и просит подумать, найти для игрушек дом – расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые две игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются вперемешку. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины».

2.  «Сделай целое»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, обобщения; целостный образ предмета, составляя целое из частей.
Оборудование. Части тела мишки (зайки, Чебурашки, котенка); целая фигура мишки, выполненная из этих же частей (части соединяются между собой).
Ход игры.
Педагог показывает фигурку мишки, рассматривает его с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, туловище, лапы, уши на голове. Уточняет, что голова располагается вверху, туловище внизу, лапы по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такого же мишку, составляя его из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем соединяет между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать таких же мишек и раздает каждому комплект частей. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем педагога, затем соединяют части. Потом они играют с мишками. По аналогии дети составляют из частей фигурки зайки, Чебурашки и других игрушек.

3.  «Найди лишнее» (4-ый лишний)
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, обобщения, сравнения
Оборудование. Наборы карточек, на каждой из которых нарисованы четыре предмета.
Ход игры.
Ребенку предлагается набор карточек, на котором нарисованы четыре предмета. Ребенка просят показать, какой из четырех предметов не подходит к остальным трем.

4.  «Что сначала, что потом»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Оборудование. Наборы сюжетных картинок (режим дня, времена года)
Ход игры.
Педагог предлагает ребенку набор сюжетных картинок и предлагает расположить их в правильной последовательности, объясняя вслух принцип раскладывания.

5.  «Сложи картинку» (из 2-4х частей)
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, обобщения; целостное восприятие изображения.
Оборудование. Картинки-образцы с изображением предметов: вагончик, грибок, кораблик, цыпленок, снеговик; картинки с изображением этих предметов, разрезанные на две- четыре части по вертикали и горизонтали.
Ход игры.
Дети садятся за стол. Педагог говорит, что сейчас они будут собирать разные картинки. Показывает детям первую картинку, устанавливает ее так, чтобы всем детям было видно. Затем раздает детям комплекты разрезных картинок, из которых надо сложить эту картинку. Дети складывают, а педагог наблюдает. В случае затруднения педагог дает ребенку индивидуальный образец. Это дает возможность ребенку выполнить задание путем наложения на индивидуальный образец, а затем уже выполнить задание по общему образцу. Затем педагог предлагает детям сложить другие картинки.

6.  «Найди похожие»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения; продолжать учить мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной.
Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, елочка, зеркальце); плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).Ход игры.
Перед педагогом на столе находятся разные игрушки. Он показывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из геометрических форм, например круг. Дети 2-3 секунды смотрят на него. Педагог закрывает круг бумагой, через 10-15 секунд снимает салфетку с игрушек и просит одного из детей найти игрушку похожей формы. Затем педагог открывает образец, сравнивает его с игрушкой: «Правильно, они похожи, мяч круглый». Если же выбор сделан неправильно, он говорит: «Нет, я показала круг, а зеркало овальное» - и вновь просит ребенка найти такую же форму, как образец.

7.  «Три медведя»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения; учитывать в игре величину предметов.
Оборудование. Мишки (игрушки) разной величины (большой, средний, маленький) в одежде (большой – в брюках, средний – в юбке и фартуке, маленький – в коротких штанишках); посуда (тарелки, ложки, кружки) трех величин, кровати трех размеров.Ход игры.
Педагог рассказывает детям сказку: «Жили-были три медведя: папа – Михайло Иванович. (Достает из-за ширмы самого большого медведя и сажает его на стол). Мама-медведица. (Достает зверюшку средней величины и усаживает рядом с большим медведем). Маму звали Настасья Петровна. У медведя Михайло Ивановича и медведицы Настасьи Петровны был маленький сын, медвежонок Мишутка. (Достает медвежонка и тоже усаживает рядом с другими игрушками). Посмотрите внимательно, кто из них самый большой. (Дети отвечают). Правильно, самый большой папа. Михайло Иванович. Кто из них немного поменьше? (Ответы детей). Правильно, мама, Настасья Петровна. А кто самый маленький? (Мишутка). Верно. У медведей в лесу был свой домик. Вот они пришли домой и захотели есть. Кто хочет им помочь?» Педагог вызывает одного из детей и просит раздать медведям посуду, но не перепутать, где, чья тарелка, ложка (о величине не упоминает). Дети раздают тарелки, ложки и чашки. Затем распределяет кровати и укладывает медведей спать. Подводится итог. Педагог добивается, чтобы дети сказали, что большому медведю дали самую большую тарелку, ложку, чашку и уложили спать на самую большую кровать и так далее. «Спасибо», - сказали медведи и уснули.

8.  «Разложи игрушки»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Оборудование. Набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.Ход игры.
Педагог показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие – другую, а какие – в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в произвольном порядке. Педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например, матрешки). Чем эти матрешки между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: «Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие игрушки ты положил в первую коробку, какие – во вторую, а какие – в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке – самые маленькие игрушки; в другой – средние, а в третьей – самые большие».

9.  «Протолкни все такие»
Цель. Формировать у детей действий анализа, синтеза, сравнения и обобщения; учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других.
Оборудование. Коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника; объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы); предметы этих же форм.
Ход игры.
За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного размера по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому – с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие» (указывает на шары). Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает ему попробовать «только такие» (указывает на шар) и помогает путем проб отобрать, какие именно формы (шары) можно бросить в эту коробку.
После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Вероника собрала все шары и бросила их в коробку, а Миша отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.

10.  «Парные картинки»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Оборудование. Шесть пар картинок, на которых изображены одни и те же предметы, только одни – в единственном числе, а другие – во множественном: один кубик – много кубиков; один цыпленок – много цыплят; один карандаш – много карандашей; одно яблоко – много яблок; одна матрешка – много матрешек; одна машинка – много машинок.

Ход игры.
Педагог дает ребенку рассмотреть все картинки, а потом предлагает их разложить парами: «Разложи их так, чтобы в каждой паре оказались картинки, похожие чем-то между собой». Независимо от того, как ребенок раскладывает картинки, педагог не вмешивается. Затем предлагает объяснить принцип группировки. В случае затруднения педагог просит ребенка выбрать одну пару картинок и сравнить их, объяснить, чем они отличаются. После этого снова предлагается разложить картинки по образцу, а затем объяснить принцип группировки.

11. «Найди игрушку такого же цвета»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Оборудование. Разные игрушки, кубики красного, желтого, зеленого и синего цветов.
Ход игры.
Взрослый заранее расставляет игрушки в разные места групповой комнаты. Затем показывает кубик красного цвета и просит ребенка найти в групповой комнате игрушку такого же цвета и принести ее. Аналогично с игрушками другого цвета.

12. «Найди все круглое»
Цель. Формировать у детей действия сравнения и обобщения.
Оборудование. Круг, игрушки круглой формы.
Ход игры.
Педагог заранее расставляет игрушки в разные места групповой комнаты. Затем показывает круг и просит ребенка найти групповой комнате игрушку такой же формы и принести ее.

Хочу такой сайт

13. «Каждой фигуре свой домик» (группировка по цвету и форме)
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения; продолжать учить выделять нужные свойства в предмете, отвлекаясь от функционального назначения.
Оборудование. Настольный строительный материал (кирпичики), геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) разного цвета.Ход игры.
Педагог выкладывает из кирпичиков три домика. Затем раскладывает фигуры разного цвета и формы, просит ребенка рассмотреть их. Педагог кладет в каждый домик по одной фигуре и просит ребенка разложить остальные. Затем аналогично выполняется группировка по цвету.

14. «Спрячь матрешку»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения; закреплять принцип складывания матрешки (маленькая прячется в большую).
Оборудование. Двухместная матрешка, мишка
Ход игры.
Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит.

15.  «Подбери бант для куклы»
Цель. Формировать у детей умение совершать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения; развивать восприятие цвета.
Оборудование. Пять кукол в платьях разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего, белого), пять бантов соответствующих цветов.
Ход игры.
Педагог рассаживает кукол на столе перед ребенком. Говорит, что куклы собираются на праздник, они красиво нарядились, но перепутали свои банты. Просит детей помочь куклам найти свои банты. Банты разложены в ряд. Дети выбирают банты так, чтобы каждый бант соответствовал платью куклы.

16.  «Найди пару»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Оборудование. Три пары игрушек: собаки, пирамидки, куклы.
Ход игры.
Педагог раскладывает три игрушки перед ребенком. Затем он показывает ребенку одну из игрушек и просит найти такую же.

17.  «Собери пирамидку»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения; учить складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин.
Оборудование. Пирамидка из трех колец с колпачком.
Ход игры.
Педагог ставит на стол пирамидку, медленно разбирает ее, раскладывая кольца в случайном порядке. Затем берет одно из колец, рассматривает его, обращает внимание ребенка на отверстие и надевает кольцо на стержень. Так же надевает остальные кольцо. Берет в руки колпачок, объясняет, что он придерживает все кольца на стержне. Обыгрывает этот момент: наклоняет пирамидку, и верхнее кольцо падает и так далее. После этого дает пирамидку ребенку, помогает разобрать и собрать ее. Затем предлагает ребенку собрать пирамидку самостоятельно.

18.  «Парные картинки»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Оборудование. Три парные карточки с изображением собаки, пирамидки, мяча.
Ход игры.
Педагог раскладывает три карточки перед ребенком. Парные находятся у педагога в руке. Затем он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, то есть карточку на которой изображен такой же предмет.

19.  «Почтовый ящик»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения; учить видеть форму в предмете и соотносить с формой прорези.
Оборудование. Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы; объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры.
Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все фигуры в коробку, то есть определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.

20.  «Большой-маленький»
Цель. Формировать у детей действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Оборудование. Игрушки разные по величине (большие и маленькие).
Ход игры.
Педагог расставляет перед ребенком игрушки и вместе рассматривают и называют их. Затем просит показать мячи. Спрашивает у ребенка, какой из них большой, а какой маленький. Так же и с другими игрушками. Усложняя, просит найти большой кубик, а затем маленький; большую куклу, а затем маленькую и так далее.

В проведенных дидактических играх по развитию умственной деятельности дети легче усваивают способы решения проблемно-практических задач, необходимые для успешного осуществления мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и сравнения.

Таким образом, целенаправленные занятия по развитию мыслительной деятельности существенно изменяют способы ориентировки ребенка с ОВЗ в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.12.2020

Дата обновления: 16.12.2020

Дата публикации: 16.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».