КЕЙС-МЕТОД – СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

14.04.2021

«Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения»

 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

Кейс от casus (лат.)– запутанный необычный случай.

Кейс - метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической.

Кейс – метод позволяет оценить готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

В чем заключается кейс-метод: воспитатель стимулирует познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.

Любая смоделированная или реальная ситуация должна иметь несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей!

Методы кейс-технологии:

-       Кейс-прогнозирование;

-       Кейс-инцидент;

-       Проблемно-ролевой кейс;

-       Эвристический кейс;

-       Неоднозначная ситуация;

-       Кейс-дискуссия (диспут);

-       Деловой штурм;

-       Кейс с добавлением внешней проблемы

-       Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, фото-кейсы, кейс-иллюстрации)

 

Как составить кейс

1. Определить цель кейса

2. Описать кейс

3. Обозначить кульминацию кейс-ситуации

4. Определить момент проблемного включения детей

 

Где брать идей для кейса?

-       Реальные жизненные ситуации

-       Вопросы, поступки, игры детей

-       Рассказы коллег

-       Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием.

 

Шесть признаков хорошего кейса

-       Соответствует поставленной цели

-       Развивает когнитивные навыки, воображение, мышление

-       Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

-       Провоцирует дискуссиюХочу такой сайт

-       Является актуальным и интересным для детей

-       Имеет несколько решений

 

Когда использовать кейс?

-       Часть какой-либо деятельности

-       Часть занятия

-       В конце: Поможет детям перейти к самостоятельной деятельности

-       В начале: Сформирует у детей интерес к теме настроит на совместную работу

-       Отправная точка для нескольких событий и идей

 

Роль кейса в образовательном процессе.

-       Обеспечивает гибкость образовательного процесса

-       Помогает выявить актуальные интересы и мотивы детей

-       Повышает интерес детей к теме образовательной деятельности

-       Развивает познавательную активность и коммуникативные навыки

-       Формирует потребность и умение работать в команде, действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

 

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Пример работы с кейс-иллюстрацией: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге) Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей) А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)

 

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото, где ребенок переходит улицу в неположенном месте. (Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию). Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему)

- Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?

- Каковы могут быть последствия данного поступка? Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд.

Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу.

- Почему вы выбрали именно этот вариант? Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?

 

Кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2021

Дата обновления: 14.04.2021

Дата публикации: 14.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».