«СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

29.05.2022

  «СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Сторителлинг (англ. storytelling), или рассказывания историй, был изобретён и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг - это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Области применения сторителлинга:

-     В психологии.

-     В социальных проектах.

-     В выступлениях.

-     В спорте.

-     В маркетинге.

-     В проектировании интерфейсов.

Как разговорить ребенка, используя Storytelling

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

 

Задачи:

-     обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем

-     создал эти правила;

-     систематизировать и донести информацию;

-     обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

-     наглядно мотивировать поступки героев;

-     сформировать желание общаться.

 

Преимущество использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

Можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Какие же возможности дает сторителлинг

 

Метод сторителлинга позволяет:

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

 

Принцип хороших историй, составленных по методу сторителлинга,

заключается в следующем:

-     Простота.

-     Истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше

-     запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только

-     необходимое.

-     Неожиданность.

-     Можно изложить историю, как некое детективное расследование или загадку.

-     Конкретность.

-     Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам.

-     Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины, соответственно это требует пояснения.

-     Реалистичность.

-     Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё

-     не поверят.

 

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ

-     Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент.

-     Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее.

-     Соблюдайте очередность действий рассказчика:

-     стейтмент (заявление) → аргументация → рестейтмент (вывод).

-     Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев.

-     При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

-     Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.Хочу такой сайт

-     Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.

-     Начинайте историю с завязки и от первого лица.

-     «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…»,

-     «Однажды со мной произошла такая история…».

 

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания (косвенного), которое выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

 

Структура техники сторителлинг

1 Вступление – должно вызвать у слушателей интерес и увлечь его, должно зацепить их внимание и удерживать его.

2. Развитие событий - эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении.

3. Кульминация - напряжение доходит до апогея и появляется разрешение поставленной проблемы.

4. Заключение - должно быть краткое заключение, которое подытоживает

рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

 

Наиболее важные моменты при создании историй:

-     Учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный,

-     Эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

-     В истории должен быть определенный персонаж или герой.

-     У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут

-     отображаться в изложенных событиях.

-     Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

-     История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

 

Используя технику сторителлинга, педагог:

-     создает комфортную обстановку во время занятия;

-     формирует эмоциональный настрой;

-     снижает уровень тревожности;

-     активизирует речемыслительную деятельность;

-     помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал;

-     пользуется доверием и завоевывает авторитет воспитанника.

-     позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;

-     заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;

-     учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

 

Какие же методики сторителлинга мы используем в работе с детьми? Сейчас я расскажу о некоторых из них.

Кубики историй - это уникальная настольная игра, развивающую фантазию и речь.

Задачи пособия «Кубики историй»:

1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата;

2. Закрепление поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

3. Развитие навыков звукового анализа;

4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;

5. Формирование грамматического строя речи;

6. Развитие связной речи детей;

7. Развитие коммуникативности, успешности в общении;

8. Повышение эмоциональной сферы дошкольников.

 

Например, ребенку задается тема рассказа «Жил был гном». Бросаем кубик - выпадает изображение дерева - «Около его дома росло дерево» - выпадает солнышко «Над домиком его светит солнышко» и т.д.

Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ.

Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, «Кубики историй», открывают уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученик растут вместе». Так пусть игровые и образовательные технологии позволяют расти как воспитанникам, так и педагогам!

       

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.05.2022

Дата обновления: 29.05.2022

Дата публикации: 29.05.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».