КРОССЕНС

22.06.2022

КРОССЕНС –

технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников

 

КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все.

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

 

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её. Актуальность темы развития критического мышления в том, что оно позволяет педагогу создать атмосферу партнерства, совместного поиска и   творческого решения определенной проблемы. Мыслить критически можно в любом возрасте. Даже у старших дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные процессы детей будут еще не совершенны при обучении, но малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Следует работать над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому, пусть даже маленькому гражданину нашего общества, распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой, проанализировать задания и аргументации, увидеть явный обман и определить надежность того или иного источника информации, обдумать её правильным образом, каждую задачу и принимаемое решение. Люди, мыслящие критически – уверены  в себе, целеустремлены, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в своей системе убеждений. Дети любопытны по своей природе и хотят узнать «Что это такое?». Они видят некую достопримечательность – и им уже хочется проникнуть внутрь.  Они замечают что-то новое, и тут же хотят узнать, что же это такое. Воспитатели просто обязаны «пользоваться этой любопытностью», стимулировать критическое мышление.  Ведь мозг пусть пока  маленького человека – есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий опыт, но есть так - же орган, творчески перерабатывающий и создающий из элементов  прежнего опыта и новые положения, и новое поведение.

Цель:

Развитие предпосылок критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.        

Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков - ноликов

Технологию КРОССЕНС в работе со своими детьми начала применять с адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы:

1.                       Ассоциативный куст

2.                       Логические цепочки

3.                       Не полный кроссенс (4,6 картинов)

4.                       Кроссенс с открытой темой

5.                       Непосредственно сам кроссенс

6.                       Различные способы разгадывания

Технологию кроссенс можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.

Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.Хочу такой сайт

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1. Определяем тему

2. Выделяем 9 элементов (картинок)

3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность

4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5. Подобрать изображения

Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

сверху вниз и слева направо (как правило, чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой»;

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Кроссенс позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценночными компонентами – основными факторами критического вида мышления. 
"А что, если?..." – основной вопрос критического мышления - означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Работа по технологии кроссенс привела к позитивным результатам, что говорит о том, что мы на правильном пути. Работа будет продолжаться, мы только в начале интересного  и захватывающего пути познания своих возможностей, но и эти результаты уже огромная победа

А. Волошин.

Он утверждал, что умственное развитие ребенка не сводится лишь к нагромождению знаний, а достигнет своего высшего уровня тогда, когда процесс учебы будет способствовать развитию познавательной деятельности учеников, пробуждать творческие силы. Развитие школьников во многом зависит от содержания и методов учебы, "грешит против педагогики тот учитель, который сам говорит, а учеников думать и говорить не заставляет. Задание учителя - давать основу для осмысления, суждения, обобщения"

Татьяна Ивановна Хачумян - как особенный вид мыслительной деятельности, характерными признаками которого являются выработка стратегий избрания правильного решения любых заданий на основе получения, анализа, проработки информации; осуществления рефлексивных действий (аналитических, проверочных, контролирующих, оценочных), которые выполняются относительно объекта или явления, в том числе и собственного процесса мышления; взвешенный анализ разных мыслей и взглядов, проявления собственной позиции, объективное оценивание процесса и результатов как собственной, так и посторонней деятельности

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.06.2022

Дата обновления: 22.06.2022

Дата публикации: 22.06.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».