Кисточка ДОП

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного вида № 203
Принято:
Педагогическим советом
протокол №___
от «___» ____________202___г.

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ комбинированного вида № 203
Олексенко И.Н.
Приказ №____
«___»___________202__г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
Кружок
«Волшебная кисточка»
Согласовано
Советом родителей
Протокол № ___
От «___»_________202__г.

Екатеринбург, 2021

№
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел
I. Целевой раздел

Пояснительная записка.
Цели и задачи программы.
Принципы и подходы к программе.
Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей.
Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия с семьей
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Распорядок и режим дня.
Особенности организации мероприятий программы
Кадровые условия реализации
Финансовые условия реализации

2

Стр.
3
5
6
7
12
13
20
22
22
24
26
27
28
37
37

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся
с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую
активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение
душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве
нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно,
что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей,
так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные
техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить
нестандартно.
3

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового
материала и нестандартных изо-технологий.
Вся деятельность в разработанной программе носит творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Перечень нормативных и нормативно - методических документов, как основа для разработки программы.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности художественная студия
«Волшебная кисточка» (далее по тексту ДОП) ориентирована на воспитанников групп общеразвивающей и компенсирующей
направленности с 4 до 7 лет.
В основе разработки ДОП положены следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный
N 30384));
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-2О «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения» (Зарегистрирован 11.11.2020 № 60833):
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Устав МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 203.
4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Новизной и отличительной особенностью программы «Весёлая кисточка» по нетрадиционным техникам рисования
является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для
нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных
изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру
прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.
Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое
место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка.
Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное
творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием
материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление
художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия
по программе «Волшебная кисточка» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные
5

эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в
то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Волшебная кисточка» реализуется не в рамках основной
образовательной деятельности МБДОУ.
Для реализации данной программы в детском саду оборудована группа.
В ней расположены: методическая литература, фонотека, планы работы с детьми, необходимая документация, иллюстративный
материал, художественные материалы.
ДОП кружок «Волшебная кисточка» обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 -7 лет с учётом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.1.2. Принципы и подходы реализации образовательной деятельности.
Содержание выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными в ФГОС:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьёй;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
6

- учёта этнокультурной ситуации развития детей;
- принцип комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Подходы:
- культурно-исторический (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.);
- деятельностный (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- личностный (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.).
1.1.3. Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи
и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят
качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые
раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.).
Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их
выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают
включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества,
которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как
принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два
оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются
геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество
предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее
количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится
более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин
вместе со взрослым.
Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не
существенно, улучшается её устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
7

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные
задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах
различных предметов и явлений.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое
начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения
значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и
вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это
проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в
развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами
семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём
информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6
лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок
становится способным встать на позицию другого).
Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений,
произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей,
образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются
на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния
людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и
сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за
собой изображение).
Ребенок на пороге школы (6-7 лет)
Обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как
субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные,
просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по
содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях.
8

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег,
шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро
перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок
уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные
признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно
запоминать достаточно большой объём информации.
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая
препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что
вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество
деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из
разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в
разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Психологические особенности детей с ОВЗ
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков,
увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной политики. Российской Федерации в области образования является
обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного
понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные
дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не
9

признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья
– это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для
приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ
формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости,
соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации
внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений
самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная
над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словеснологическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений
психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность
влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование
предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать
в определенном темпе).
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка,
на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их
социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
10

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой
сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной
сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая
мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми
нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая
полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии
словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с умственной отсталостью
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют
умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую
очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем
этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно
подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и
имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или
замещающих лиц.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются
задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно
недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии
наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5
годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная
работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности.
Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).
Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность
воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
11

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне
наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают
сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность
имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают
контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать,
устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения,
основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе
общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы.
1.2. Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей
дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения
взаимодействовать друг с другом.
- Сформируются навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и
использовать для самовыражения любые доступные средства.
12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Шестой год жизни. Старшая группа.

Задачи образовательной деятельности:
‒ Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам,
социальным явлениям).
‒ Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире,
произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
‒ Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка
изобразительного искусства и художественной деятельности, и формировать опыт восприятия разнообразных эстетических
объектов и произведений искусства.
‒ Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную
деятельность.
Содержание образовательной деятельности
Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм,
цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно воспринимать их. Развивать
художественно-эстетические способности.
Умения художественного восприятия: умения самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные
объекты; выделяет типичное, обобщенное.
Умения различать произведения искусства разных видов, понимание специфики разных видов искусства. Представления и опыт
13

восприятия произведений искусства.
Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России;
технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического
и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его
сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта.
Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.
Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации - сопровождение
текста. Специфика труда художника-иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники - анималисты, иллюстраторы
- сказочники.
Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, ахпортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов
по содержанию, настроению, средствами выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.
Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры,
средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда
скульптора, используемые инструменты.
Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры
(соотношение пользы- красоты-прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению.
Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим
пространством. Известные архитектурные сооружения региона.
Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом,
сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному.
Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи,
скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение.
Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к
творческому труду. Проявление предпочтений. Посещение музея. Представления о музее – как сокровищнице ценностей и
произведений искусства. Экспонаты и коллекция.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности:
‒ Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать
выразительный образ, умений самостоятельно отбирать впечатления, переживания для
определения сюжета, выбирать
соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать
14

его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.
- Развивать технические и изобразительно - выразительные умения.
‒ Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой
деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности, творчества.
‒ Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Содержание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения
сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение.
По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой
деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать
материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение
новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения
анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Изобразительно - выразительные умения
Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности.
Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в
картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота яркость насыщенных или приглушенных тонов.
Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие).
Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры,
пропорциональных отношений.
В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать
характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки
необычности в сюжетном изображении: отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию:
изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонт; в декоративном изображении: создавать
нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в
композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы.
Технические умения
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель,
тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).
15

Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного
тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на
карандаш.
Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по - сырому),
способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного»
рисунка, способов рисования кистью.
В аппликации: использование разнообразных материалов: бумагу разного качества и свойств, ткани, природные материалов
и веществ, бросовых материалов. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами
прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над
сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи.
В лепке: использование разнообразных материалов и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить
конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и
рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать
поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.
В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать
постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения.
Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми
правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки. Конструирование из бумаги: создание
интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги;
читать схемы сложения. Освоение приемов оригами.
Конструирование из природного и бросового материала: умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их
для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.
Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея
и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления.
Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета.
Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование
элементами; изготовление простых игрушек.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов
деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
16

Седьмой год жизни. Подготовительная группа.
Задачи образовательной деятельности:
- Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства,
способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в
окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях:
повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.
- Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать
язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному
обобщению представлений об искусстве.
- Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать
изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих
досугов, рукоделья, проектной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Проявление интереса к проявлению красоты в окружающем мире, желание подмечать проявления красоты, задавать вопросы
и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства, привлекательные предметы быта и природные
объекты. Представления и опыт восприятия различных произведений изобразительного искусства, разных видов архитектурных
объектов: представления о специфике видов искусства (скульптуры, живописи, графики, архитектуры), используемых
изобразительных и строительных материалах и инструментах:
Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и
сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них
природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его
сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных
открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.
Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания
иллюстрации. Макет книги. Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники, иллюстраторы «веселой» книги.
Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художниковживописцев (на ознакомительном уровне).
Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы,
известные памятники и скульптура региона, России и мира.
17

Архитектура: особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного,
обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий.
Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные
архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора. Эмоционально-эстетический отклик на выразительность
художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта.
Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривает произведение, выделять сходство и
различие при сравнении разных по тематике, используемым средствам выразительности.
Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение
настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения.
Подведение к пониманию того, что автор-творец, целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более
выразительного образа.
Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов. Воспитание начальных ценностных установок,
уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержку детского интереса к «истории» народных промыслов
и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам.
Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и
интересов в форме коллекционирование, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности. Посещение музеев. Интерес к
посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея.
Понимание ценность музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в
деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности:
- Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие
проявления детей. - Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительновыразительные умения.
- Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Содержание образовательной деятельности
Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа,
интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание
собственных эстетических суждений и оценок, передавать своё отношение.
18

Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств; умений разрабатывать
образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их
сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности.
Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу,
включать детали, «дорабатывать» изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов
и проявление бережного отношения к материалам и инструментам. Освоение и самостоятельное использование разных способов
создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры. Изобразительно-выразительные
умения Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму,
фактуру.
Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства
цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон
бумаги и сочетание красок. Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении
разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений.
В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и
характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки
сказочности; в сюжетном изображении: изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком,
среднем и дальнем планах, передавать; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизированные образы; украшать
предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы;
создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции; использовать некоторых способов
стилизации образов реальных предметов.
Технические умения
Совершенствование моторных характеристик умений.
Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок. В рисовании: применение
разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков.
Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.
В аппликации: самостоятельного использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного,
многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации;
освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.
В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом;
использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное
19

использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.
В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать
постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры.
Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно- пространственного оформления. Умения моделирования и
макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по
шаблону.
Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование
ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к
создаваемому образу.
Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной
деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности,
стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
2.2. Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- индивидуальная; парная; подгрупповая.
- игры на развитие творческих способностей;
- психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния (М.В. Чистякова).
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые:
- Метод «Художник и зритель» - постоянная смена ролей детьми по отношению к работам мастеров или своим собственным (В.И.
Волынкин)
- Метод «Три брата мастера» (по Б. М. Неменскому) – Мастер украшения, Мастер изображения, Мастер постройки, которые
способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки);
- Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире (И.А. Лыкова);
- Метод сенсорного насыщения (И.А. Лыкова);
20

- Метод разнообразной художественной практики (И.А. Лыкова);
- Метод создания ассоциаций и образных сравнений (Н.В. Микляева);
- Метод ролевой децентрации (Н.В. Микляева);
- Метод художественного анализа и оценки (Н.В. Микляева)
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для
нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Детей среднего дошкольного возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки
листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
В старшем дошкольном возрасте дети также могут освоить методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и
навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ
- Проведение открытого мероприятия
- Проведение мастер-класса среди педагогов
21

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть,
рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником
эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
- самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать
ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов
деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные
задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на
детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна
обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей
и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.4. Особенности взаимодействия с семьей.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и
развитие дошкольников,
Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка. Каждый его успех в
творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу
от родителей, что для него очень важно. Педагогу необходимо заручится родительской поддержкой, заинтересовать их,
заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой
22

деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить отца или мать. В работе с родителями
лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребёнке что-то хорошее и хвалить его от души: уметь устанавливать
гибкие доверительные связи: доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания: учитывать
рекомендации родителей, привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу. Необходимо
осуществлять связь родители-ребёнок-педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).
Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду, каждый его успех
в творчестве и в личном плане. Для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки), благодаря чему
ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
№

Вид деятельности

1

Рекомендации
в родительском уголке

2
3

Организация выставок
Онлайн консультации

Содержание деятельности
- Рекомендации по развитию художественного восприятия детей дошкольного возраста.
- Рекомендации по посещению художественных выставок и галерей.
- Рекомендации по проведению игровых занятий по изобразительной деятельности в
домашних условиях.
Привлечение родителей к организации выставок.
Ведение ежемесячной рубрики на сайте ДОУ

23

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование:

Мольберты
Фланелеграф
Стеллажи для выставочных экземпляров
Фартуки
Салфетки бумажные и матерчатые
Материалы, инструменты и их «заместители»
Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3
Альбомы для детского художественного творчества
Рулоны обоев на бумажной основе
Белый и цветной картон
Фольга цветная на бумажной основе и двусторонняя
Иллюстрации из журналов, цветных газет, буклеты, календари
Картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий т.д.)
Спичечные коробки для создания композиций-миниатюр
Глина
Пластилин
Тесто (соленое, сдобное, заварное)
Кисти разных размеров (круглые, плоские, флейцы)
Краски гуашевые
Краски акварельные
Цветные и простые карандаши
Фломастеры
Пастель
Гелевые ручки и краски
Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
24

Клей, клеящие карандаши, клейстер
Клеевые кисточки
Стеки, зубочистки
Степлеры и канцелярский нож
Ватные палочки
Губки и мочалки разных размеров, ткань грубого плетения, тряпочки
Штампики, колпачки фломастеров
Скрепки и прищепки декоративные
Скотч, лейкопластырь
Бытовой и бросовый материал:
Фантики на бумажной основе
Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые
Упаковки из-под молочных продуктов, парфюмерные флаконы, аптечные пузырьки, картонные коробки
Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутные ткани
Проволока мягкая
Природный материал
Осенние листья
Соломка (круглая и виде лент)
Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и др. плодов
Крылатки клена и ясеня
Шишки (еловые, сосновые, пихтовые)
Желуди, каштаны, орехи, косточки
Скорлупа грецкого ореха
Ягоды шиповника, рябины, бузины
Камешки и раковины
Перья и пух (птичий, тополиный)
Палочки, веточки
Кора березы
Злаки, хвоя, сухостой
25

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима»,
«Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи» и др.)
Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.)
Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания технологически
сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Космос», «Насекомые», «Звери» и
др.)
Серия альбомов для детского творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы»,
«Писанки»)
Практический, демонстрационный материал для работы с детьми:
Лыкова И.А. Золотая хохлома / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.
Лыкова И.А. Небесная гжель / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.
Лыкова И.А. Веселый городец / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.
Лыкова И.А. Чудесные писанки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.
Лыкова И.А. Дымковские игрушки. Цветные ладошки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.
Лыкова И.А. Дымковские игрушки. Любимые сказки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.
Лыкова И.А. Филимоновская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.
Лыкова И.А. Сказочный лубок / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.
Лыкова И.А. Рукотворная береста/ И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.
Лыкова И.А. Румяные матрешки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.
Лыкова И.А. Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2013. – 16с.
Лыкова И.А. Моя природа. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.
Лыкова И.А. Мои цветы. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.
Лыкова И.А. Мои птички. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.
Лыкова И.А. Мой зоопарк. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.
Лыкова И.А. Ажурные окошки. Вырезаем узорные силуэты из бумаги / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2015. – 16с.

26

3.3. Распорядок и режим дня
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия соответствует возрастным нормам детей:
– дети 6-го года жизни – 2 раза в неделю по 25 минут;
– дети 7-го года жизни – 2 раза в неделю по 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурносмысловые части.
Расписание занятий
дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности
художественная студия «Волшебная кисточка»
с воспитанниками МБДОУ-детский сад комбинированного вида №203 на 2021-22 уч. год
День недели
Вторник
Четверг
Пятница

Время проведения
18.00 - 18.25
18.35 -19.05
18.00 - 18.30
18.40 -19.10
18.00 - 18.25
18.35 -19.05

Возрастная группа
Группа №6
Группа №5
Группа №3
Группа №5
Группа №6
Группа №3

27

Место проведения
Кабинет учителя-дефектолога
группы №4
Кабинет учителя-дефектолога
группы №4
Кабинет учителя-дефектолога
группы №4

3.4. Особенности организации мероприятий ДОП
Учебный план на 2021 - 2022 образовательный период
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:

Месяц

Неделя
1 неделя

Сентябрь

2 неделя
3 неделя

Кол-во периодов в неделю/минуты
Дети 6-го г. ж.
Дети 7-го г. ж.
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
6/150
6/180
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
69/1750
70/2100

Перспективно – тематическое планирование (дети 4-7 лет)
Тема
Программное содержание:
«Наш кружок»
Введение в программу, вводное занятие.
«Путешествие в страну
Знакомство с новыми понятиями (техники, материалы и т.д.)
Рисовандию»
«Волшебные оттенки»
Знакомство с оттенками и колоритом.
«Краски- подружки»
Знакомство со свойствами красок.
«Осень на опушке краски Техника: печать листьев
разводила»
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных
28

«Музыкальный рисунок»

4 неделя

«Весёлые кляксы»

«Осенние мотивы»

деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают
гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и
снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Техника: рисование музыки
Если представить, что звуками соответствуют определённые цвета, а
сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в
виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров.При
этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их
воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Техника: кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих
клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому
задачей педагога является сделать кляксографию обучающим,
развивающим средством в художественно- творческой деятельности детей.
Задачей данного вида рисования является понимание детьми
симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта.
Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель
жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные,
причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы,
водоросли. Для начала попробуем работать с одной краской, потом с
несколькими.
Техника: раздувание краски
Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги
наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают,
а берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), её
нижний конец направляют на центр кляксы, затем с усилием дуют в
трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень
нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно
можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо
29

1 неделя

«Волшебные ладошки»
«На далёком Севере»

2 неделя

«Пейзаж у озера»

Октябрь

«Красивые картинки из
разноцветной нитки»

3 неделя

«Берёзка»

задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной
кисточкой или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски
способствуют активной работе лёгких.
Техника: рисование ладошками
Техника: набрызг
Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску
старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по
ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска
будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Техника: монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения
объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника, схожая по
исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам
вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего
пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист
складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился
отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты
рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие
контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.
Техника: рисование нитками
Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на
цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка,
по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из
флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками
выкладывается изображение. Этот способ рисования требует просыхания
композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно
использовать двухсторонний скотч, нитки легко приклеиваются на липкую
основу.
Техника: батик
30

«Звёздное небо»

4 неделя

«Замечательные кляксы»

Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни.
Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на
рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы.
Рисование производится гуашевыми красками или акварельными красками
по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без
предварительной подготовки.
Техника: гратаж
Граттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым
предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою
наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла.
Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета
или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение
будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок
процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый,
так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но
работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому
нетра¬диционному способу изображения.
Техника: кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих
клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому
задачей педагога является сделать кляксографию обучающим,
развивающим средством в художественно- творческой деятельности детей.
Задачей данного вида рисования является понимание детьми
симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта.
Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель
жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные,
причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы,
водоросли. Для начала попробуем работать с одной краской, потом с
несколькими.
31

«Музыкальный рисунок»

1 неделя

«Сказка о рыбаке и
рыбке»

«Красивая полянка»

Ноябрь
3 неделя

«Зимние напевы»

«Плюшевый медвежонок

Техника: рисование музыки
Если представить, что звуками соответствуют определённые цвета, а
сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в
виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров.
При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат
их воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Сюжетное рисование гуашью
Техника: монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения
объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника, схожая по
исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам
вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего
пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист
складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился
отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты
рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие
контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.
Техника: набрызги
Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску
старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по
ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска
будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Техника: рисование поролоном
Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как
размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как
передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для
выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного
32

покрова, водной поверхности, листопада).

4 неделя

«Путешественник
пустыни»

«Музыкальные мелодии»
1 неделя
2 неделя
Декабрь

3 неделя
4 неделя

Январь

2 неделя

«Ах, натюрморт!»
«Красивый натюрморт»
«Фруктовая сказка»
«Зимний натюрморт»
«Дед Мороз»
«Снегурочка»
«Новогодние маски»
«Сказочный лес»
«О чём рассказывает
пейзажная картина?»
«Рисуем пейзаж»

Техника: расчёсывание краски
Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой с
зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и
процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие.
Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым
объектам.
Техника: рисование музыки
Если представить, что звуками соответствуют определённые цвета, а
сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в
виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При
этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их
воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Знакомство с натюрмортом
Предметное рисование
Знакомство с картиной И.И. Машкова «Синие сливы»
Рисование с натуры
Техника: рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается
краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект
зернистости придает объемность изображению
Обычное рисование (гуашь)
Обычное рисование (гуашь)
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Знакомство с пейзажем

Рисование пейзажа (акварель)
33

3 неделя

«Морозные напевы»
«Пушистый снег»

4 неделя

1 неделя
2 неделя

Февраль

Март

«Лает, в дом не
пускает…»
«Весёлый снеговик»
«Живописный портрет»
«Я себя нарисую»
«Самая прекрасная из
женщин – женщина с
ребёнком на руках»
«Моя семья»

3 неделя

«Вьюга»

4 неделя

«Весёлая масленица»
«Матрёшка»
«Портрет мамы»

1 неделя

«Хорошая игрушка
расписная! Вся поёт,

Техника: рисование манной крупой
Клеем ПВА наносятся морозные узоры, затем посыпаются манной крупой,
эффект зернистости придает объемность изображению
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Техника: рисование поролоном
Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как
размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как
передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для
выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного
покрова, водной поверхности, листопада).
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Знакомство с портретом
Рисование автопортрета
Рисование женского портрета
Рисование группового портрета
Техника: рисование свечой
Данная техника называется «фотокопией». Рисунок наносится припомощи
водооттталкивающего материала (свечки, сухого кусочка мыла),
невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них
акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при
проявлении фотоплёнки.
Обычное рисование (гуашь)
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Обычное рисование (гуашь)
Знакомство с народными промыслами
34

2 неделя

3 неделя

бесхитростно светла…»
«Хохломская роспись –
алых ягод россыпь»
«Жостовский букет»
«Нежно – голубое чудо»
«Музыкальный рисунок»
«Чайная пара»

4 неделя

1 неделя
Апрель

2 неделя
3 неделя

«Весенний лес»

«Рыбки в аквариуме»
«Путешествие в город
мастеров-дизайнеров»
«Тарелка-панно»
«Сказочные витражи»
«Женские украшения»
«Цветочная тарелочка»

Хохломская роспись

Жостовская роспись
Гжельская роспись
Рисование музыки
Если представить, что звуками соответствуют определённые цвета, а
сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в
виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров.При
этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их
воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Техника: рисование нитками
Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на
цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка,
по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из
флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками
выкладывается изображение. Данный способ рисования требует
просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно
использовать двухсторонний скотч, который взрослый наклеивает по
нарисованному ребёнком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую
основу.
Техника: печать ладошками
Знакомство с декором и дизайном

Декоративная аппликация
Декоративное рисование
Декоративное рисование
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
35

«Звёздный космос»

4 неделя
1 неделя
2 неделя
Май
3 неделя

«Лебедь на пруду»
«Золотая рыбка»
«Глазки голубые, кудри
золотые, губки розовые,
сама пригожая»
«Дымковская игрушка»
«Тайна богородской
игрушки»
«Символ России»

«Весенний лес»

Техника: граттаж
Граттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым
предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою
наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла.
Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета
или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение
будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок
процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый,
так как процесс трудоемкий, требует терпения, затраты времени. Но работа
на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому
нетрадиционному способу изображения.
Техника: печать ладошками
Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Знакомство с русской народной куклой
Знакомство с дымковской игрушкой

Знакомство с богородской игрушкой

Знакомство с русской матрёшкой
Техника: рисование нитками
Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на
цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка,
по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из
флакона с дозировочным носиком, затем цветными нитками выкладывается
изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции,
чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать
двухсторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному
ребёнком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
36

«Бабочка-красавица»
4 неделя

«Музыкальный рисунок»
«Одуванчик»

Техника: пластилинография (рисование пластилином)
Рисование музыки
Если представить, что звуками соответствуют определённые цвета, а
сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в
виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При
этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их
воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Техника: пластилинография (рисование пластилином)

3.5. Кадровые условия реализации

Реализацию программы осуществляет
воспитатель (педагог дополнительного образования) 1 квалификационной категории.
3.6. Финансовые условия реализации
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».