СТРАХИ

01.01.2017

Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей.

Детские страхи - весьма распространенная проблема в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Проявление страхов у детей дошкольного возраста

Каждому взрослому человеку знакомо чувство страха, а малышу и подавно. Как же помочь ребенку перерасти свои, порой вымышленные, страхи и научить доверять окружающему миру? Страхи, побежденные и скорректированные еще в дошкольном возрасте, никогда не перейдут во взрослую жизнь. Психологи уверяют, что на свете существует порядка тридцати видов страха – серьезные, безобидные, встречаются даже смешные. Также специалисты подтверждают, что «взрослые» страхи берут свое начало в детстве, а порой и во внутриутробном периоде.

Самый распространённый детский страх – страх темноты. На ночь рекомендуется оставлять ночник и если малыш ночью вдруг проснется, он не сильно испугается. Можно положить возле него любимую игрушку – ребенок будет чувствовать себя защищенным. Как бы не звучало это странно, но забавный плюшевый мишка, смешной щенок или любимая кукла помогут быстро заснуть ребенку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте и видеть счастливые сновидения.

Причины возникновения детских страхов

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи– взрослые. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад,

вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Необходимость страхов.

Страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее выйти на новый уровень психического развития.

Когда появляется проблема

Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребёнку успокоительные препараты.Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со -

временем это пройдёт само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребёнка, полагая, что все страхи ребёнок выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. И это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара.

А своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития. Даже в том случае, если невроза получилось избежать, детские страхи, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве, уходя корнями как раз в те самые детские страхи.

Необходимость решения проблемы

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.

Возрастная норма детских страхов.

Название страхов

мальчики

девочки

Количество лет

5

6

7

5

6

7

1. Когда останешься один дома

·

·

·

·

2. Нападение хулиганов

·

·

·

·

3. Заболевание

·

·

·

4. Умереть

·

·

·

·

5. Смерть родителей

·

·

6. Чужих людей

·

·

·

7. Потеряться

8. Мамы и папы

·

·

·

9. наказания

·

·

10. Бабы-Яги, Кошея, Бармалея

·

11. Опоздать в школу

·

·

12. Перед тем, как заснуть

·

·

·

13. Страшных снов

·

·

·

14. Темноты

·

·

15. Волка, медведя, собак, мышей, пауков

·

·

·

16. Машин, поездов, самолетов

·

·

17. Бури, урагана, метели, наводнения

·

·

·

18. Когда очень высоко

·

·

·

·

19. Когда очень глубоко

·

·

·

20. Тесных маленьких помещений

·

·

21. Воды

·

·

22. Пожара

·

·

23. Огня

·

·

24. Войны

·

25. Больших помещений, улиц

·

26. Врачей

·

·

·

27. Уколов

·

·

·

·

28. Боли

·

·

·

·

29. Неожиданных резких звуков

·

·

Всего:

7

10

14

10

13

20

Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам.

1. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя повышать голос на ребенка, особенно если он застенчив. Малыш также не должен видеть родительских конфликтов, даже если они напрямую с ним не связаны. Это плохо для психики любого ребенка, а для нерешительного это равносильно катастрофе.Это ведет к развитию страхов у детей.

2. Не стыдите своего ребенка, когда он проявляет нерешительность или рассказывает вам о своих страхах. Никогда не сравнивайте его с другими детьми! Все люди разные, еще неизвестно, комуна самом деле повезло больше.

3. Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику поведения.
4. Почаще создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свои таланты, заслужить внимание и уважение ровесников и значимых взрослых. Если ребенок, например, хорошо рисует, предложите нарисовать портрет воспитательницы в детском саду или декорации для школьного спектакля. Домашние праздники, походы в гости вместе с родителями пойдут на пользу такому малышу. С одной стороны, он находится в обществе, но при этом любимая мамарядом и никаких страхов.
5. Дайте время привыкнуть к новой ситуации! Нерешительные дети боятся сделать ошибку и отсюда рождаются страхи, им нужно время, чтобы понять правила поведения с новыми людьми, в новом месте и почувствовать себя в безопасности. Также не следует торопить такого ребенка, задавать один и тот же вопрос много раз. Он не отвечает не потому, что не слышит или вредничает, а потому, что борется со своими страхами и боится дать не тот ответ, который вы от него ждете. Не забывайте, что терпение – одно из самых важнейших родительских качеств.

6. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу, не призывайте «быть смелым» или «преодолевать себя». Лучше постарайтесь заинтересовать его. Морально-волевые качества есть у взрослых, малыш же пока не понимает, о чем идет речь, страхи у детей иной раз могут не иметь под собой какой-либо реальной основы. Постарайтесь ему это доказать. Смоделируйте ситуации, которые наглядно продемонстрируют смысл поговорок «У страха глаза велики», «Глаза боятся – руки делают». Хорошей иллюстрацией может стать мультфильм про крошку-енота, испугавшегося собственного отражения. Поощряйте интерес ко всему новому, участвуйте вместе с ребенком в соревнованиях, викторинах, конкурсах не ради победы, а ради самого соревновательного процесса. Пусть необходимость идти вперед и преодолевать себя станет

Его, а не вашей потребностью.

7. Обращаясь к тревожному ребенку, говорите медленно и спокойно, понятным языком, чтобы не провоцировать его страхов. Необходимо установить зрительный контакт, присесть пониже, чтобы оказаться с ребенком одного роста. Обязательно убедитесь в том, что малыш

вас услышал и понял.

8. Проговаривайте с ребенком сложные ситуации заранее, рассказывайте, что ждет его в новом месте, в новых условиях. Это особенно важно перед походом в детский сад или перед поступлением в школу. Чтобы у детей устранить возможный страх перед неизвестным, можно проиграть сложную ситуацию с игрушками, сказочными персонажами: «Зайка пришел в лесной детский сад, как ты думаешь, почему у него ушки дрожат? Чего он боится? А что ему нужно сделать, чтобы не бояться? Какмы ему поможем.

9. Обязательно предоставляйте ребенку право выбора в бытовых мелочах: «Какую кофточку наденешь: красную или синюю?» Даже у самых маленьких должны быть самостоятельные решения.
10. Иногда совсем не лишним будет похулиганить вместе с таким малышом. Перелезть через забор или прыгнуть в лужу. Правила и запреты существуют для того, чтобы их нарушать.
11. Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен, что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно.

Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления.
Итак, если коротко, то правила общения с тревожным малышом выглядят так:

· не заставляйте, а поощряйте;

· не ругайте, а хвалите;

· не осуждайте, а поясняйте;

· не сравнивайте, а гордитесь.

Приемы устранения причин общей тревожности.

· Прочитать сказку о трех поросятах. Вопросы к детям: почему Наф-Наф не боялся страшного волка? Ответ: «Вместе – мы сила»(когда страшно, то можно позвать на помощь друзей, товарищей).

· Детей учат не бояться:

1.Когда страшно можно позвать кого-нибудь, чтобы победить страх;можно смело посмотреть на свой страх и тогда он станет не страшным;можно свой страх нарисовать, а затем его смять, порвать и выбросить.

2.Рассматривание рисунков:ребенок находит лица героев соответствующей ситуации – страха. Вопросы: как ты догадался, что это страх? Чем отличается это лицо от других лиц?

Обсудить поговорки: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек волк». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Упражнения:

1. «Зеркало». Покажи себя, когда тебе страшно. Сравни свое лицо с другими (посмотреть, как выражают страх другие дети). Обсуждение: Чего бояться люди? Тебе нравится бояться? Что можно сделать, чтобы победить страх.

2.Рисование детьми своих страхов. Рассказы детей о своих страхах.

Уничтожение детьми своих рисунков: предложить детям громко сказать своему страху «Я тебя не боюсь! Нет!». Смять свой рисунок и растоптать его ногами. Порвать лист на мелкие кусочки и выбросить. Если очень страшный рисунок, то можно что-либо подрисовать, например, бантики, цветочки, солнышко, улыбочку и т.п.

3.Мультфильм про крошку-енота, который испугался собственного отражения.Или просмотреть ролики, где кошки, боятся своего отражения.Стихотворение С.Михалкова (в записи) «Прививка».

4.Снизить требования к ребенку.

5.Реже наказывать.

6.Анализировать программыTV, которые смотрит ребенок.

7.Успокоить, пожалеть, помочь. Не зацикливаться на страхе, а перевести в игру.

8.Самим успокоиться, не нервничать.

9.Читать на ночь красивые, добрые сказки.

10.Погулять перед сном.

11.Последний прием пищи за 2 часа перед сном, легкий ужин.

12.Повышать самооценку ребенка.

13.Создаем хорошее настроение: улыбнуться, сказать добрые слова друг другу

14.Игра «Мягкие лапки»для снятия мышечного напряжения (ваткой поводить по руке, ладони ребенка).

Стихотворение О Бабе Яге: «Все считают, что Яга хитрая и злая, а мне кажется она вовсе не такая. Если ей прическу сделать, макияж ей нанести, зубы вставить побелее да цветы преподнести, и еще сказать «Бабуля, любим мы тебя, как мать!». Так измениться Ягуся, будет бабу не узнать. Станет доброй и красивой, вас не будет обижать. Хочет быть Яга любимой, Это надо понимать. (Н. Григорьева).

Заучить стишок:

«Страх, страшок, страшилка,

Брыс, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешилку

Пре-вра-тись!»

А если совсем коротко, то просто любите своего ребенка таким, каков он есть! Держите страхи у детей дошкольного возраста под своим контролем.

Хочу такой сайт

Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей.

Детские страхи - весьма распространенная проблема в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Проявление страхов у детей дошкольного возраста

Каждому взрослому человеку знакомо чувство страха, а малышу и подавно. Как же помочь ребенку перерасти свои, порой вымышленные, страхи и научить доверять окружающему миру? Страхи, побежденные и скорректированные еще в дошкольном возрасте, никогда не перейдут во взрослую жизнь. Психологи уверяют, что на свете существует порядка тридцати видов страха – серьезные, безобидные, встречаются даже смешные. Также специалисты подтверждают, что «взрослые» страхи берут свое начало в детстве, а порой и во внутриутробном периоде.

Самый распространённый детский страх – страх темноты. На ночь рекомендуется оставлять ночник и если малыш ночью вдруг проснется, он не сильно испугается. Можно положить возле него любимую игрушку – ребенок будет чувствовать себя защищенным. Как бы не звучало это странно, но забавный плюшевый мишка, смешной щенок или любимая кукла помогут быстро заснуть ребенку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте и видеть счастливые сновидения.

Причины возникновения детских страхов

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи– взрослые. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад,

вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Необходимость страхов.

Страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее выйти на новый уровень психического развития.

Когда появляется проблема

Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребёнку успокоительные препараты.Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со -

временем это пройдёт само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребёнка, полагая, что все страхи ребёнок выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. И это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара.

А своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития. Даже в том случае, если невроза получилось избежать, детские страхи, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве, уходя корнями как раз в те самые детские страхи.

Необходимость решения проблемы

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.

Возрастная норма детских страхов.

Название страхов

мальчики

девочки

Количество лет

5

6

7

5

6

7

1. Когда останешься один дома

·

·

·

·

2. Нападение хулиганов

·

·

·

·

3. Заболевание

·

·

·

4. Умереть

·

·

·

·

5. Смерть родителей

·

·

6. Чужих людей

·

·

·

7. Потеряться

8. Мамы и папы

·

·

·

9. наказания

·

·

10. Бабы-Яги, Кошея, Бармалея

·

11. Опоздать в школу

·

·

12. Перед тем, как заснуть

·

·

·

13. Страшных снов

·

·

·

14. Темноты

·

·

15. Волка, медведя, собак, мышей, пауков

·

·

·

16. Машин, поездов, самолетов

·

·

17. Бури, урагана, метели, наводнения

·

·

·

18. Когда очень высоко

·

·

·

·

19. Когда очень глубоко

·

·

·

20. Тесных маленьких помещений

·

·

21. Воды

·

·

22. Пожара

·

·

23. Огня

·

·

24. Войны

·

25. Больших помещений, улиц

·

26. Врачей

·

·

·

27. Уколов

·

·

·

·

28. Боли

·

·

·

·

29. Неожиданных резких звуков

·

·

Всего:

7

10

14

10

13

20

Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам.

1. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя повышать голос на ребенка, особенно если он застенчив. Малыш также не должен видеть родительских конфликтов, даже если они напрямую с ним не связаны. Это плохо для психики любого ребенка, а для нерешительного это равносильно катастрофе.Это ведет к развитию страхов у детей.

2. Не стыдите своего ребенка, когда он проявляет нерешительность или рассказывает вам о своих страхах. Никогда не сравнивайте его с другими детьми! Все люди разные, еще неизвестно, комуна самом деле повезло больше.

3. Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику поведения.
4. Почаще создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свои таланты, заслужить внимание и уважение ровесников и значимых взрослых. Если ребенок, например, хорошо рисует, предложите нарисовать портрет воспитательницы в детском саду или декорации для школьного спектакля. Домашние праздники, походы в гости вместе с родителями пойдут на пользу такому малышу. С одной стороны, он находится в обществе, но при этом любимая мамарядом и никаких страхов.
5. Дайте время привыкнуть к новой ситуации! Нерешительные дети боятся сделать ошибку и отсюда рождаются страхи, им нужно время, чтобы понять правила поведения с новыми людьми, в новом месте и почувствовать себя в безопасности. Также не следует торопить такого ребенка, задавать один и тот же вопрос много раз. Он не отвечает не потому, что не слышит или вредничает, а потому, что борется со своими страхами и боится дать не тот ответ, который вы от него ждете. Не забывайте, что терпение – одно из самых важнейших родительских качеств.

6. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу, не призывайте «быть смелым» или «преодолевать себя». Лучше постарайтесь заинтересовать его. Морально-волевые качества есть у взрослых, малыш же пока не понимает, о чем идет речь, страхи у детей иной раз могут не иметь под собой какой-либо реальной основы. Постарайтесь ему это доказать. Смоделируйте ситуации, которые наглядно продемонстрируют смысл поговорок «У страха глаза велики», «Глаза боятся – руки делают». Хорошей иллюстрацией может стать мультфильм про крошку-енота, испугавшегося собственного отражения. Поощряйте интерес ко всему новому, участвуйте вместе с ребенком в соревнованиях, викторинах, конкурсах не ради победы, а ради самого соревновательного процесса. Пусть необходимость идти вперед и преодолевать себя станет

Его, а не вашей потребностью.

7. Обращаясь к тревожному ребенку, говорите медленно и спокойно, понятным языком, чтобы не провоцировать его страхов. Необходимо установить зрительный контакт, присесть пониже, чтобы оказаться с ребенком одного роста. Обязательно убедитесь в том, что малыш

вас услышал и понял.

8. Проговаривайте с ребенком сложные ситуации заранее, рассказывайте, что ждет его в новом месте, в новых условиях. Это особенно важно перед походом в детский сад или перед поступлением в школу. Чтобы у детей устранить возможный страх перед неизвестным, можно проиграть сложную ситуацию с игрушками, сказочными персонажами: «Зайка пришел в лесной детский сад, как ты думаешь, почему у него ушки дрожат? Чего он боится? А что ему нужно сделать, чтобы не бояться? Какмы ему поможем.

9. Обязательно предоставляйте ребенку право выбора в бытовых мелочах: «Какую кофточку наденешь: красную или синюю?» Даже у самых маленьких должны быть самостоятельные решения.
10. Иногда совсем не лишним будет похулиганить вместе с таким малышом. Перелезть через забор или прыгнуть в лужу. Правила и запреты существуют для того, чтобы их нарушать.
11. Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен, что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно.

Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления.
Итак, если коротко, то правила общения с тревожным малышом выглядят так:

· не заставляйте, а поощряйте;

· не ругайте, а хвалите;

· не осуждайте, а поясняйте;

· не сравнивайте, а гордитесь.

Приемы устранения причин общей тревожности.

· Прочитать сказку о трех поросятах. Вопросы к детям: почему Наф-Наф не боялся страшного волка? Ответ: «Вместе – мы сила»(когда страшно, то можно позвать на помощь друзей, товарищей).

· Детей учат не бояться:

1.Когда страшно можно позвать кого-нибудь, чтобы победить страх;можно смело посмотреть на свой страх и тогда он станет не страшным;можно свой страх нарисовать, а затем его смять, порвать и выбросить.

2.Рассматривание рисунков:ребенок находит лица героев соответствующей ситуации – страха. Вопросы: как ты догадался, что это страх? Чем отличается это лицо от других лиц?

Обсудить поговорки: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек волк». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Упражнения:

1. «Зеркало». Покажи себя, когда тебе страшно. Сравни свое лицо с другими (посмотреть, как выражают страх другие дети). Обсуждение: Чего бояться люди? Тебе нравится бояться? Что можно сделать, чтобы победить страх.

2.Рисование детьми своих страхов. Рассказы детей о своих страхах.

Уничтожение детьми своих рисунков: предложить детям громко сказать своему страху «Я тебя не боюсь! Нет!». Смять свой рисунок и растоптать его ногами. Порвать лист на мелкие кусочки и выбросить. Если очень страшный рисунок, то можно что-либо подрисовать, например, бантики, цветочки, солнышко, улыбочку и т.п.

3.Мультфильм про крошку-енота, который испугался собственного отражения.Или просмотреть ролики, где кошки, боятся своего отражения.Стихотворение С.Михалкова (в записи) «Прививка».

4.Снизить требования к ребенку.

5.Реже наказывать.

6.Анализировать программыTV, которые смотрит ребенок.

7.Успокоить, пожалеть, помочь. Не зацикливаться на страхе, а перевести в игру.

8.Самим успокоиться, не нервничать.

9.Читать на ночь красивые, добрые сказки.

10.Погулять перед сном.

11.Последний прием пищи за 2 часа перед сном, легкий ужин.

12.Повышать самооценку ребенка.

13.Создаем хорошее настроение: улыбнуться, сказать добрые слова друг другу

14.Игра «Мягкие лапки»для снятия мышечного напряжения (ваткой поводить по руке, ладони ребенка).

Стихотворение О Бабе Яге: «Все считают, что Яга хитрая и злая, а мне кажется она вовсе не такая. Если ей прическу сделать, макияж ей нанести, зубы вставить побелее да цветы преподнести, и еще сказать «Бабуля, любим мы тебя, как мать!». Так измениться Ягуся, будет бабу не узнать. Станет доброй и красивой, вас не будет обижать. Хочет быть Яга любимой, Это надо понимать. (Н. Григорьева).

Заучить стишок:

«Страх, страшок, страшилка,

Брыс, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешилку

Пре-вра-тись!»

А если совсем коротко, то просто любите своего ребенка таким, каков он есть! Держите страхи у детей дошкольного возраста под своим контролем.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».