01.01.2017
Работа по коррекции эмоциональной сферы
Психолог К.Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь».
У детей с особенностями психофизического развития наблюдается нарушение развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, мало выразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям такие дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильной реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдается возбудимость, агрессивность, нарушение самооценки.
Такие дети, как правило, не могут выполнить сами без показа педагога даже самого элементарного движения: поднять брови, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Найдутся и такие, которые не смогут выполнить эти движения вообще.
У детей с различными проблемами в развитии формирование эмоций происходит с нарушениями. При аутизме у детей наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы. Детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. У таких детей отсутствует адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их проявлениям (мимике, жестам, движениям).
Вся работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учетом интересов и потребностей ребенка.
Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений.
Тренинг мышечного расслабления .
В предлагаемом тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознает состояние покоя, отсутствие напряженности. Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Используем детский вариант психомышечной тренировки разработанной А.В. Алексеевым. Он рекомендует привлечь внимание к мышцам, которые разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Научить ребенка привлекать внимание к одной из пяти групп мышц отдельно и последовательно.
1. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук
1). Поза покоя
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно —
Расслабление приятно!
Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!
Это и каждое последующее упражнение
повторяется 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики
3) «Олени»
Представим себе, что мы — олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох-выдох.
Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам. навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
4). Игра с песком(на напряжение и расслабление мышц рук).
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2—3 раза.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2019
Дата обновления: 08.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017