ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

01.01.2017

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

         Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где он играет, это детский с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

 

       Ошибочно мнение, что ребенка учат всему в детском саду или школе. Родители стоят в одном ряду, а может, даже на шаг впереди воспитателей и учителей, так как развивать черты характера, чувства ребенка надо развивать с самого раннего детства.

 

       По единодушному мнению российских педагогов музыкальный фольклор является совершенным средством музыкального воспитания детей, его использование способствует формированию в ребенке таких качеств как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края.

 

       Сила воздействия фольклора заключается в единстве идей и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой народной культуры, ее достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов ( например по плачам и причитаниям). Совершенство форм и яркость средств музыкальной выразительности – важные особенности фольклора. Это естественно ведь произведения народного творчества отшлифовывались веками, отбрасывая не нужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.

 

        Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Российские педагоги неоднократно отмечали что, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры – значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура – это собрание национальных достижений. Однако нельзя слепо переносить систему воспитания одного народа на другой, даже если она совершенна. В любой системе воспитания можно брать наиболее рациональные черты и проводить их в жизнь на своей национальной основе, боле близкой и понятной ребенку.

 

         В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Классификация детского фольклора может быть проведена по разному: по жанрам, по сезонам, по возрастам. Распределяя по возрастам можно выделить две группы. К первой группе относится творчество взрослых для детей от их рождения до 5-6 лет. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки. Ко второй группе относятся песни бытующие среди детей. В жанровом отношении они тесно переплетаются с песнями взрослого фольклора – сюда входят трудовые песни, организующие коллектив на общие одновременные, дружные действия.

        Выделяются песни календарно-земледельческого цикла. Природа в них одушевляется. К календарно-земледельческому циклу относятся песни-заклинания весны, завивания березки т.д таковы же и хороводные песни, в старину связанные с праздниками и обрядами.

 

        К детскому фольклору непосредственно относится и детское творчество. В чем оно проявляется? Прежде всего во внесении новых движений в известную народную игру с пением. Этот фольклор находится в тесной связи с развитием детской психики.

 

      Касаясь детских игр, тоже можно сказать, что они пришли к детям от взрослых.

       Часть игр связана с культом и обрядами взрослых, часть с бытом и обиходом детей.

 Хочу такой сайт

        Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать боле яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. «Каравай», «Горелки», «Теремок» - образцы игровых песен. «Земелюшка - чернозем» - старая обрядовая песня.

 

        Примером хороводных песен могут быть «Во поле березка стояла», «Ходит Ваня». В свое время эти песни для взрослых были обрядовыми. Утратив свое прежнее значение, они перешли к детям. Однако дети до сих пор используют в своем исполнении тот же текст, что и много лет тому назад исполнялся взрослыми.

         Тематика игр, песен, хороводов, самая разнообразная. Разнообразен и характер музыки. Для того чтобы познакомить детей с веселой плясовой мелодией, можно использовать такие как « Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот». Спокойным характером отмечены такие мелодии как «Возле речки», «По улице постовой». Достоинством песенного репертуара является яркая образность. Такие песни как «Ладушки», «Петушок», становятся горячо любимыми с самого младшего возраста. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем так в старшем возрасте. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. Помимо названных хорошо используются такие как «Пойду ль я, Выйду ль я», «Полянка», весь музыкальный материал, многократно апробирован и не вызывает сомнений.

 

         Особое место в русской народной культуре занимает юмор. Путь к юмору лежит через шутку, комичное. Восприятие юмора требует ума. Не будет смеяться тот, который не поймет смысла шутки, не оценит в ней заложенного остроумия. Юмор имеет и воспитательный характер. В народной шутке высмеивается нерадивость, трусость, лень, беспечность. Текст шуток, потешек не велик, но смысл изложен ярко, образно, остроумно.

   Конечно чтобы понять эти шутки, дети необходимо давать пояснения. Это может быть совместное рассматривание с родителями картинок, а также вопросы направляющие внимание детей на смысл шутки, обыгрывание. Простота народных слов и выражений помогает детям усвоить суть сказанного, а затем использовать это в повседневной жизни

 

Загадки, пословицы поговорки, шутки и потешки заставляют полюбить живописность русского языка, развивает речь ребенка, его умственные способности. Дома с детьми можно поиграть в такие игры как «отгадай загадку, придет отгадка» «Видишь отгадку, вспомни загадку»

 

Конечно говоря о приобщении детей к истокам русской народной культуры, нельзя не вспомнить русские народные сказки. Сида воспитательного значения и воздействия сказки необычайна. Воспринимая ее ребенок получает блестящие примеры поведения в разных ситуациях, слышит образное выражение и учится различать плохое и хорошее, злое и доброе, умное и глупое.

 

Преподносить сказку дома можно в разных вариантах:

  1.  Прочитав ребенку книжку рассмотрев совместно иллюстрации
  2. Обыграть сказку с игрушками
  3. Просмотр диафильма
  4. Использовать видеомагнитофон с записями мультфильмов по русским народным сказкам
  5. Просмотр сказок по телевизору
  6. Прослушивание грампластинок отсюда можно сделать вывод, что технические средства являются отличными помощниками родителям. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимали участие. Можно записать мелодии, песни, стихи, инсценировки, которые исполняли сами дети.

Приобщая детей к фольклору, нельзя ограничиваться рамками дома, квартиры или технических средств. Огромное влияние оказывает и живое восприятие. У нас в городе много коллективов как детских, так и взрослых, которых специализируются или имеют в своем репертуаре русские народные произведения. Нужно только следить за рекламой и афишами.

 

Эта консультация не содержит исчерпывающих рекомендаций по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Это скорее информация к размышлению. В руках родителей и педагогов сохранение фольклорного богатства нашей страны, духовное здоровье будущих граждан. Неотъемлемую часть воспитания подрастающего поколения составляет воспитание патриотизма, а оно не отделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания приобщение детей к фольклорному наследию своего народа.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Консультация для родителей.doc (скачать)

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».