САМООЦЕНКА

01.01.2017

Самооценка – суждение человека о наличии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Это оценка самого себя. Самооценка является регулятором поведения человека. О самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Если человек неадекватно себя оценивает, то это ведет к эмоциональным срывам, повышенной тревожности.

Виды самооценки:

· Устойчивая: зависит от неудачи или успеха в деятельности и от мнения окружающих людей.

· Неустойчивая: от мнения окружающих людей

· Адекватная

· Неадекватная (завышенная или заниженная)

· Адекватная самооценка – правильная, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей.

Дети склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую. Настойчивы в достижении цели. Стремятся помогать другим, общительны и дружелюбны.

Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, быстро переключаются с одной деятельности на другую. Часто не доводят начатое до конца. Не осознают своих неудач. Не склонны анализировать свои результаты. Пытаются решать любые задачи, даже сложные «сразу».

Склонны к демонстративности и доминированию. Афишируют свои знания и умения, стараются выделится на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если взрослый не обращает на него внимание, то могут плохо себя вести, выкрикивать с места, комментировать в слух действия воспитателя, кривляться. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству.

Если воспитатель долго его не хвалит, это вызывает обиду, тревогу, иногда раздражение и слезы. Дети с завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственно стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя «хорошим» и как следствие - верит в свою успешность. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям - одно из следствий оптимизма и инициативности.

Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость - поэтому готов придумывать: как решить задачу, где прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их - много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство - если они сложные, и скуку - если простые или глупые. Но даже самые трудные не вызовут у него страх или тревогу. Исследования показали, что в классе лучше учатся дети, имеющие средние способности, но обладающие высокой самооценкой, чем дети с большими способностями, но неуверенные в себе.

Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценивает себя в целом позитивно. Следствие - активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе такого мироощущения - аксиома: «У меня все получится, мои ошибки - не препятствие. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне».

Завышенная самооценка - результат многочисленных "поглаживаний", поощрений, лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. А вот за что можно хвалить - он не знает, и плохо отличает свои достижения от чужих. Так, ему начинает казаться, что: ему все доступно, можно не озадачиваться поиском средств для достижения цели (не нужно учиться, не нужно стараться понравиться друзьям), и все происходящее направлено на доставление радостей именно ему. Итог - присвоение чужих достижений и хвастовство. С таким ребенком сложно сосуществовать, поскольку им движет эгоцентризм, а переоценка себя и своих возможностей приводит к манипуляциям и малоприятному взаимодействию.

Завышенная самооценка (в обиходе часто именуемая «манией величия») - это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Лозунг человека с такой самооценкой: «Я замечательный и всегда прав, поэтому вы должны мне подчиняться».Хочу такой сайт

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, мало общительны, молчаливы, скованны в движениях. Тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность любой момент могут расплакаться. Не могут постоять за себя. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок кажется медлительным. Он не сразу приступает к заданию, опасаясь, что не понял и выполнит неправильно. Всегда ждет поддержки. Чем более значима деятельность, тем труднее ребенку с ней справиться. Так на открытых занятиях, утренниках эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

В группе сверстников имеют низкий социальный статус, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.

Если же общая самооценка негативна, человек чувствует себя «плохим», слабым и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя накладывает ограничения на его цели и планы, делая их более скромными - но и более достижимыми. Прилагаемые усилия часто меньше потенциально возможных, ответственность вызывает сильную тревогу. Пессимистический настрой приводит к меньшей продуктивности, будущее менее желанно, а положительные события приносят меньше радости. Однако такой человек чувствительнее к окружающим, менее авторитарен и с готовностью признает свои ошибки.

Ребенок с низкой самооценкой узнается по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть - и действительно становится скучно, потому что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся - невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности. Учиться такому ребенку тоже сложнее, поскольку к объективным трудностям примешиваются страхи. А вдруг что-то не получится? А вдруг я не решу задачи, и все подумают, что я еще глупее, чем кажусь? А вдруг я плохо изображу полководца? Лучше уж я всегда буду играть лошадок.

Низкий уровень притязаний и отсутствие веры в свои возможности - признак низкой самооценки, основной тезис которой: «У меня никогда ничего не получается, поэтому я буду работать минимально и очень старательно, чтобы исключить все ошибки». Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности.

Помимо высокой и низкой самооценки существуют их утрированные варианты: они похожи, но мешают их обладателям, поскольку приводят к неадекватному восприятию и себя, и окружения.

Заниженная самооценка - противоположное явление, приводящее однако к похожим результатам. При постоянных внушениях со стороны близких, что он врожденный неудачник, что он глупый, плохой, больной, безграмотный, у чувствительного ребенка «опускаются руки». Смирение с собственной никчемностью приводит к «выученной беспомощности». Дитя перестает учиться, т.к. «все равно ничего не получается», перестает общаться, т.к. «все равно со мной никто не играет»... В критические моменты деятельность ограничивается просьбами о помощи, адресованными к более успешным участникам. Эти просьбы со временем становятся отработанной манипуляцией: «Я такой слабый, вы можете сделать со мной все, что угодно - пожалуйста, помогите мне!». Отказавший в помощи человек чувствует, что поступил неблагородно. Он не подозревает, что существование за счет чужой работы - просто способ жизни такого манипулятора. Это грустная ситуация, но многие люди научаются жить именно так.

Заниженная самооценка (в обиходе – «комплекс неполноценности») характеризуется полным отсутствием веры в собственный успех вплоть до отказа что-то предпринимать, это доведенная до автоматизма беспомощность. Здесь тоже появляется манипуляция, идея которой такова: «Я такой слабый, со мной каждый может сделать что угодно, поэтому помогите мне».

Причины особенностей самооценки обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития:

· завышенная самооценка обусловлена некритичным отношением к детям со стороны

· взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, неспособностью осознавать свои результаты.

Заниженная самооценка формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается», он не слышит травмирующих замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Главным фактором развития самооценки является семья. Он опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают. В детском саду ребенок активно общается со сверстниками, познает их, через них познает себя. Самооценка из абсолютной (в семье) становится сопоставительной, сравнительной и относительной самооценкой.

Самооценка у детей дошкольного возраста носит пока неустойчивый характер. Поэтому перестройка ее в адекватную может проходить безболезненно, если вовремя обратить на это внимание. С возрастом адекватность самооценки повышается. Общение помогает увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».