29.05.2022
МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Музыкально-коррекционные
занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ОВЗ
В основе музыкально
- коррекционных занятий положен комплексно - тематический метод в
сочетании с наглядными и игровыми приёмами, что позволяет заинтересовать и
долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.
Каждое занятие должно
приносить ребёнку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления.
Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно -
игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих
большой активности, со спокойными упражнениями и заданиями.
Общий сюжет
создаёт игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть,
принимать активное участие в занятии. Игровой ситуации способствуют
присутствующие на занятии необходимые атрибуты, костюмы, различные
предметы, интересные персонажи. При построении музыкально - коррекционных
занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
- Умственные,
физические, эмоциональные нагрузки детей.
- Обеспечивать
взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной
деятельности.
- Учитывать
возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии.
- Обеспечивать
соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Задачи:
- Обогатить
словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
- Развивать музыкальный,
звуковысотный, тембровый, динамический слух.
- Развивать
пространственную организацию движений у детей.
- Совершенствовать
слуховое внимание, память, мышление.
- Научить детей
мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса.
- Научить детей
управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
- Формировать выразительность
движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
- Научить выражать
основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица,
пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
- Развивать
речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Важно отметить,
что музыкально - коррекционные занятия проходят на фоне
эмоционального подъёма. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара
и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.
Музыкально - коррекционные занятия имеют
следующую структуру:
Вводная часть - двигательная разминка, включающая в
себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега.
Основная часть
состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально -
ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности,
совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в
пространстве, на развитие эмоционально - волевой сферы и компонентов личности,
творческих способностей. Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие
оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекция пения с
движениями. Здесь же используется игра, способствующая развитию чувства
ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
Заключительная часть включает в себя музыкально -
ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и
обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального
напряжения в конце занятия.
Все виды музыкальной деятельности
имеют коррекционную направленность. Так, в процессе
слушания - восприятия музыки у детей развивается произвольность
процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и
представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах,
взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей с ОВЗ
развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция,
развиваются музыкально - сенсорные способности, связанные с различением
высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Объём занятия с
учётом психофизиологических особенностей детей и специфики работы в дошкольном
учреждении.
Результативность музыкально
- коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического
развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства
уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально - личностной сферы,
развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими
особенностями и возможностями через общение с музыкой.
Здесь в полной мере срабатывает принцип: Музыка
радует - музыка воспитывает.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.05.2022
Дата обновления: 29.05.2022
Дата публикации: 29.05.2022