ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №203 (далее по тексту МБДОУ – детский сад комбинированного вида №203) реализуется дополнительная общеразвивающая программа коммуникативной направленности студия актерского мастерства «Веселый язычок» (далее по тексту ДОП), разработанная участниками образовательных отношений, самостоятельно утвержденная заведующим МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 203 Дополнительная общеразвивающая программа коммуникативной направленности студия актерского мастерства «Веселый язычок» ориентирована на воспитанников групп общеразвивающей и компенсирующей направленности с 4 лет до 7 (8 по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии) лет. Детство – удивительная и уникальная пора. В ней всё дозволено и всё возможно. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным и добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребенком, и чтобы рядом был талантливый, понимающий взрослый. В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощенными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогают игровые упражнения по актерскому мастерству. Воспитательные возможности актерского мастерства огромны. Участвуя в театральном действии, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, движения, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Разностороннее влияние игровых упражненй актерского мастерства на личность ребенка позволяет использовать их как одно из эффективных педагогических средств. Плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост – играть! Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое волшебное целое. Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Один из видов игры – актерское мастерство. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЛЕГО-МАСТЕРСКОЙ «УМНЫЕ КИРПИЧИКИ» Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы лего-мастерской «Умные кирпичики» (далее – ДОП «Умные кирпичики») обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. ДОП «Умные кирпичики» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Данная программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Способствует интеллектуальному развитию дошкольников, обеспечивая интеграцию различных видов деятельности. Основой образовательной деятельности является игра – ведущий вид детской деятельности. Это позволяет учиться, играя и обучаться в игре. ДОП «Умные кирпичики» основывается на технологиях развивающего обучения, что стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. ДОП «Умные кирпичики» для детей дошкольного возраста (4 – 8 лет) технической направленности на 2022 – 2025 год разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г. №273-ФЗ, в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196, с учётом СанПиН 2.4.1.3049-13, Уставом МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 203. Дополнительная общеразвивающая программа лего-мастерской «Умные кирпичики» реализуется не в рамках основной образовательной деятельности МБДОУ. Для реализации данной программы в детском саду оборудовано групповое помещение. ДОП «Умные кирпичики» обеспечивает развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель: интеллектуальное и личностное развитие, развитие воображения, мышления, игровой деятельности, регулятивных и коммуникативных умений, творческих способностей детей 4 – 7 лет. Задачи: 1) формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; 2) развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами: анализ, синтез, сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, обобщение; 3) развивать пространственные представления, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; 4) развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений; 5) развивать регулятивную структуру деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); 6) формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой. Методику своей работы педагог строит так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УМНЫЙ КАРАНДАШ» Графомоторный навык - это один из основных навыков, необходимых ребенку для начала школьного обучения. Он развивается в дошкольном детстве, в процессе рисования, раскрашивания. В его основе лежат психическое и физическое развитие ребенка. Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет ребенку рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать инструмент письма. Овладение графомоторным навыком представляет собой сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом. Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Формирование графических навыков у детей с ОВЗ осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, недостаточность моторных систем, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками таких детей. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей с ОВЗ являются приоритетными, они способствуют формированию глазомера, зрительной памяти; развитию воображения, зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитанию трудолюбия, усидчивости. Цель: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к овладению письмом. Задачи: 1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; 2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: - произвольного внимания; - мышления; - зрительного и слухового восприятия; - памяти, речи детей. 3. Формировать и совершенствовать пространственные представления: - ориентацию на листе бумаги; - ориентацию в пространстве на примере собственного тела. 4. Формировать навыки учебной деятельности: - умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; - контроль за собственными действиями. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС» Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка: чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в учебе, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту. В последнее время в дошкольных учреждениях увеличилось число детей с патологией опорнодвигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к оздоровлению. В связи с этим была разработана дополнительная общеразвивающая программа спортивная студия «Детский фитнес», физкультурно-спортивной направленности. Дополнительная общеразвивающая программа спортивная студия «Детский фитнес» (далее по тексту ДОП) ориентирована на детей дошкольного возраста 4-7 лет. В основе разработки ДОП положены следующие нормативно-правовые документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-2О «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (Зарегистрирован 11.11.2020 № 60833): - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Устав МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 203. Дополнительная общеразвивающая программа спортивная студия «Детский фитнес» реализуется не в рамках основной образовательной деятельности МБДОУ. Для реализации данной программы в детском саду оборудован физкультурный зал. В нем расположены: методическая литература, фонотека, планы работы с детьми, необходимая документация, спортивный инвентарь. ДОП спортивная студия «Детский фитнес» обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель: профилактика различных заболеваний и укрепление опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Задачи программы: - формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; - укреплять вестибулярный аппарат и мышцы всего тела, оказывать влияние на формирование правильной осанки, навыков правильной ходьбы посредством упражнений с балансировочной доской; - развивать координацию движений и равновесия с помощью гимнастического мяча (фитбола); - развивать мышечную силу, выносливость, скоростно силовые качества; - развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи посредством спортивных игр; - содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, фантазии, внимания, умение согласовать движение, с музыкой при помощи танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе»; - развивать меткость, зрительно-двигательную координацию, играя в дартс, боулинг; - развивать ручную умелость и мелкую моторику в работе с обручами; - развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; - развивать гибкость и пластичность с помощью элементов йоги и стретчинг-гимнастики; - воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами; - воспитывать интерес к образовательной деятельности по физическому воспитанию как организованной форме максимального проявления двигательных и функциональных возможностей.