ДОП Веселый язычок

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного вида № 203
Принято:
Педагогическим советом
протокол №___
от «___» ____________202___г.

Утверждаю:
И.о. заведующего МБДОУ комбинированного вида № 203
___________ Л.В. Репина
Приказ №____
«___»___________202__г.

Дополнительная общеразвивающая программа
коммуникативной направленности
Студия актерского мастерства
«Веселый язычок»
Согласовано
Советом родителей
Протокол № ___
От «___»_________202__г.

Екатеринбург, 2022

№
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы и подходы к программе
Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей
Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия с семьей
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Распорядок и режим дня
Особенности организации мероприятий программы
Кадровые условия реализации
Финансовые условия реализации

2

Стр.
3
5
6
7
15
18
22
25
26
27
29
30
31
36
36

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида №203 (далее
по тексту МБДОУ – детский сад комбинированного вида №203) реализуется дополнительная общеразвивающая программа
коммуникативной направленности студия актерского мастерства «Веселый язычок» (далее по тексту ДОП), разработанная
участниками образовательных отношений, самостоятельно утвержденная заведующим МБДОУ – детского сада
комбинированного вида № 203
Дополнительная общеразвивающая программа коммуникативной направленности студия актерского мастерства «Веселый
язычок» ориентирована на воспитанников групп общеразвивающей и компенсирующей направленности с 4 лет до 7 (8 по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) лет.
Глоссарий:
Актерское мастерство – набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актера, а развитие
психофизического аспекта человека. Благодаря актерскому мастерству человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов
и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него
налаживаются отношения со всеми людьми, он идет по жизни легко и играючи.
Актерское искусство — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в
создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.
Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений,
расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.
Детство – удивительная и уникальная пора. В ней всё дозволено и всё возможно. Слабый и беззащитный может стать сильным,
скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир
ярким, красочным и добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребенком, и чтобы рядом был талантливый,
понимающий взрослый.
3

В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощенными, управлять своими эмоциями, свободно общаться,
быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства.
Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в
движениях. Решить эти проблемы помогают игровые упражнения по актерскому мастерству.
Воспитательные возможности актерского мастерства огромны. Участвуя в театральном действии, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, движения, а умело поставленные педагогом
вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться.
Разностороннее влияние игровых упражненй актерского мастерства на личность ребенка позволяет использовать их как одно
из эффективных педагогических средств.
Плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность
усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие
дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде.
Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия,
помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь?
Ответ прост – играть!
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию и
художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра связывает детей между собой, со
взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и
выражения впечатлений, знаний, эмоций.
Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, то именно через игру дети не только максимально
продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются.
Один из видов игры – актерское мастерство.
4

Перечень нормативных и нормативно - методических документов
В основе разработки ДОП положены следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный N 30384));
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-2О «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения» (Зарегистрирован 11.11.2020 № 60833);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Устав МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 203.
Программа составлена с учетом требовай, предъявляемых к дополнительному образованию.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском.
ДОП реализуется в вечернее время после пребывания ребенка в ДОУ, кроме выходных и праздничных дней.
ДОП является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной
необходимости.
1.1.1. Цели и задачи
Актуальность Программы обусловлена также ее практической значимостью.
У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на
человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное
переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Цели –
- Развитие артистических способностей детей через применение игровых упражнений актерского мастерства;
- Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным
вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
5

- Развитие внимания, воображения, памяти, коммуникативных способностей.
- Вызывание активной речи.
- Развитие навыка перевоплощения.
- Учить создавать художественные образы.
- Формировать правильную красивую речь, умению работать со словом.
- Учить умению держать внимание аудитории.
- Создание условий для реализации творческих способностей.
- Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
- Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1) Принцип полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
2) принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
6

В основу ДОП положены следующие подходы:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты
рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы
с маленькими детьми рассматривается, как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты
педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как
личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании, обучении на естественный процесс саморазвития
задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Это основа, средства и решающее условие развития личности. Это в свою очередь, предполагает
организацию, регулирование, контроля, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Полусубъектный подход. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель
взаимоотношенй и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического
воздействия с детьми.
5. Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не
только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е он становится творцом
новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие
самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
В планировании работы учитывается возрастная характеристика детей, определенная авторами
- Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования);
- Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. (Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением интеллекта);
- Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А, (Программы воспитания и обучения дошкольников с ЗПР).
7

Возрастные особенности детей:
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и
понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого
поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре
«Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» зал стрижки, а зал ожидания выступает в
качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны
создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения
различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют
и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в
ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются
представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или
убыванию — до 10 различных предметов.
8

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в
наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в
процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков,
которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться
обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке
объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие,
свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей,
отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную
линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
9

зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства
эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется
инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль,
сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности,
становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными
становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и
т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и
дочка, комната и т.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза,
рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа как изображений, так и построек не только анализируют основные конструктивные особенности различных
деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки
становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе
последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны
выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Усложняется конструирование из природного материала: доступны целостные композиции по предварительному замыслу,
которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных
признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить,
предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной
прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга
10

точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются
наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом
возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Индивидуальная характеристика воспитанников ДОУ:
ДОП студия актерского мастерства обеспечивает развитие коммуникативных способностей детей в возрасте от 4 до 7 (8)
лет детей с задержкой психического развития (далее по тексту ЗПР) и детей с умственной отсталостью легкой степени (далее по
тексту УОЛС).
Сведения о детях (по муниципальному заданию):
Название группы
Группа №2
Группа №3
Группа №5
Группа №5

Возраст детей
6-7(8)-й год жизни
6-7(8)-й год жизни
5-6-й год жизни
6-7-й год жизни

Направленность
компенсирующая (УОЛС)
компенсирующая (УОЛС
компенсирующая (ЗПР)
компенсирующая (ЗПР)

У детей с ЗПР и нарушением интеллектуального развития в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется
с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности,
которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде Формирование всех видов
детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную
деятельность детей. Только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской
деятельности.
11

На начальном этапе весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми организуется взрослым: он ставит цель,
анализирует; условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их
выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть
активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за
анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий,
действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа
действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и
практической задачи.
Лишь наличие всех вышеперечисленных элементов обучающего процесса обеспечивает успех коррекционной работы по
развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.
Дети с задержкой психического развития (далее ЗПР) – это дети со слабо выраженной недостаточностью центральной
нервной системы - органической или функциональной, характерной особенностью которых является отставание в развитии
психической деятельности ребенка в целом. ЗПР может быть обусловлена инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга,
перенесенной внутриутробно, при родах, в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хроническими
соматическими заболеваниями. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. У
большинства наблюдается: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне
повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Для детей с задержкой психического развития характерны:
замедление скорости приема сенсорной информации;
недостаточная сформированность умственных операций и действий;
низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов;
ограниченность знаний и представлений об окружающем;
эмоциональная неустойчивость, возбудимость, заторможенность, несформированность произвольной регуляции поведения;
повышенная истощаемость, сниженная работоспособность;
нарушения общей и мелкой моторики, затруднения в координации движений;
12

отставание в речевом развитии (бедный словарный запас, трудности усвоения логико-грамматических конструкций,
наличие фонетико-фонематической недостаточности).
Дети с умственной отсталостью - это весьма разнообразная по составу группа детей, у которых в результате
органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших
познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). Степень
выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а
также от времени начала ее воздействия.
Характеристика детей с умственной отсталостью легкой степени
Особенности развития
- развитие, осуществляется замедлено, неравномерно, атипично, со многими, подчас весьма резкими
отклонениями от нормы;
- недостаточная познавательная активность;
Познавательная - слабость ориентировочной деятельности:
- слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к
сфера
охранительному торможению;
- сниженная познавательная активности в целом;
- сниженный интерес к ближайшему предметному окружению.
- низкий уровень социально-психологической адаптации ребенка;
- все аспекты личностной сферы формируются замедлено и с большими отклонениями;
- свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, ограничение диапазона переживаний, крайний
характер проявлений радости, огорчения, веселья;
Эмоционально – - в понятной для него ситуации ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на
волевая сфера переживания другого человека;
- проявляют отчетливо выраженное эмоциональное отношение к своим родным и близким;
- волевая сфера находится на самых начальных этапах формирования, ее становление связано с появлением
речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия;
13

Деятельность

- мотивационно-потребностная сфера находится на начальной стадии становления;
- интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки,
односторонни, ситуативны, недифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно
физиологическими потребностями;
- преобладают импульсивные реакции;
- стереотипность реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.
- выполняя задание, не осмысливают его полностью, не намечают общего плана реализации, начинают
действовать, не учитывая всех содержащихся в инструкции условий и требований;
- снижена точность выполнения задания при усложнении его условий;
- низкая работоспособность;
- вызывает затруднения даже простейшая предметно-манипулятивная деятельность;
- элементы самообслуживания, принятия пищи выполняются с трудом;
- существенные отклонения в развитии общей и мелкой моторики;
- движения неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны;
- сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают;
- без специального обучения остаются на этапе простейших манипуляций с игрушками;
- характерны игровые действия, не наполненные каким-либо содержанием, отражающим реальную жизнь;
изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует
или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи - после двухлетнего возраста; фразовая речь — после трех лет.
Длительный временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у детей с нарушением интеллекта
Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении;
нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных
операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются
полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена
14

однословными и двусловными предложениями. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых
формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие.
Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна,
маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает смысловой дефект. Нарушения речи очень стойки.
Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи:
- не владеющие активной речью;
- владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;
- владеющие формально хорошо развитой речью.

1.2. Планируемые результаты освоения программы
Требования ФГОС ДО: целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
15

контролировать свои движения и управлять ими;
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной
гигиены;
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится
познавательный интерес.
Бедность словаря детей, имеющих речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать ее надо любыми способами, но, как
показывает многолетний опыт, наилучших результатов легче всего добиться, рассказывая сказки, строя на этом материале
театрализованные игры.
- Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей подготовительного
дошкольного возраста в творческую деятельность. Инсценирование сказки очень увлекает детей.
- Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в
бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.
- Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей.
Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других
людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу.
- Раскроется творческий потенциал детей. Театрализованные игры значительно расширяют творческие проявления детей. Они
учатся понимать и стремятся создавать прекрасное, развивают творческую самостоятельность, побуждают к импровизации в
составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление воспитанников самостоятельно искать выразительные
16

средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Получая первый опыт
театрализованной деятельности в детском саду, дети активно приобщаются к культуре, что позволяет разнообразить их
впечатления об окружающей жизни, и обогащает воображение, чувства, способность мыслить.
- У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полного творческого развития ребенка. Родители
имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим
психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя
одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей. С другой стороны – это
возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми и педагогом, которые
наглядно проявляются на сцене. Родители наших детей с удовольствием помогают нам в постановках и сопровождают на
выступлениях вне школы. А это позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе.

17

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.
Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на
них: на красавицу Принцессу, озорного Буратино, добрую Фею. Игры детей можно рассматривать как импровизированные
театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора,
музыканта.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е.
развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному
воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура
его речи, её интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь,
тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения, способствуют развитию умственных способностей. С умственным развитием связано и совершенствование речи.
Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками,
родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития
творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции,
18

организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому,
наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный
вид детского творчества.
ДОП разработана на основе программ
- М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,
- А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду».
- Т. С. Григорьева программа «Маленький актер».
- О. В. Гончарова программа «Театральная палитра».
Хорошо известно, что главным спутником в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много
значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если
вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.
Такие встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают
напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В
дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер.
Умелое использование кукольного театра, оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада, дополняет и
расширяет задачи, поставленные в образовательных областях
«Речевое развитие»
- Во время работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера
перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
19

честность, смелость и. т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
«Познание»
- Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски,
звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
«Физическое развитие»
- Театрализованная игра помогает детям снять мышечное напряжение и дает заряд положительных эмоций, как физкультурное
занятие. Игры с театральными куклами развивают мелкую моторику рук.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Кукольный спектакль тесно связан с пением, музыкой, движением под музыку. Красивые куклы, красочные декорации – все это,
несомненно, заставляет детей любоваться, получать эстетическое удовольствие, порождает в детях желание создавать и творить
прекрасное, способствует формированию творческой личности.
Кукольный театр.
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида
– верховые и напольные.
Верховые - куклы, которыми управляют из-за ширмы.
Театр ложек
- упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На ложку
нашивают куклу персонажа. Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую
на ложку. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.
Знакомя детей с верховыми куклами на ложке, необходимо объяснить им, основные приёмы кукловождения, показать
театральную ширму, держать куклу за ложку вертикально, выводить постепенно. Вначале появляется голова куклы, затем плечи,
и только потом вся кукла видна зрителю. Кукла возвышается над ширмой на две трети своего роста. Ребёнок должен постоянно
ощущать, что кукла идёт по полу, не проваливаясь и не возвышаясь над ширмой выше обычного. Нужно передавать походку
20

куклы. Если двигается по ширме дед или баба, движение медленное, размеренное. Ведёт по ширме зверюшку, то движение должно
передавать образ данного персонажа (зайка легко прыгает по ширме, медведь идёт вперевалку, покачиваясь из стороны в сторону,
мышка бежит быстро, суетливо). Уходить кукла должна постепенно, также, как и входить. Когда куклы "разговаривают", то слегка
двигается та кукла, которая в данный момент "говорит". Другая в этот момент внимательно "слушает", на время прекращает любое
движение. Этот приём позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время
беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Навыки вождения верховых кукол на ложке ребенок
осваивает постепенно.
Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть лишних предметов, чтобы не стеснять их движений. Стол, на
котором раскладываются куклы, декорация и бутафория, ставятся приблизительно на метр от ширмы и накрывается чем–нибудь
мягким, чтобы не было стука, когда на него будут класть куклы. Желательно, чтобы у кукловодов были мягкие туфли.
В результате тщательной подготовки спектакль проходит успешно и доставляет большое удовольствие зрителям всех
возрастов.
Это игровое пособие по театрализованной деятельности многофункционально. Его можно использовать как кукольный театр,
настольный театр; для обыгрывания отдельных этюдов, использовать персонажей театра для показа других сказок. А также им
могут пользоваться воспитатели разных возрастных групп.
Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем: яркие, легкие, доступные и удобные в управлении
для ребенка.
Степень участия детей в постановке:
• самостоятельное исполнение роли;
• исполнение роли параллельно с педагогом, повторение действий, реплик педагога по подражанию;
• участие ребенка в подготовке к спектаклю: оформлении сцены, изготовлении реквизита, создании спецэффектов;
• участие в спектакле только в качестве зрителя: даже если ребенок является только зрителем, театрализация очень положительно
влияет на его восприятие; костюмы, красиво оформленная сцена, спецэффекты, общий приподнятый эмоциональный фон
вызывает у детей положительные эмоции: радость, смех; ребенок постепенно учится адекватно реагировать на окружающие
действия, раскрывает свой внутренний мир.
21

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ДОП, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Вариативность форм, методов и средств, используемых в организации образовательного процесса:
- возрастных особенностей воспитанников;
- их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
- личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
- степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных
моментах, свободная деятельность детей).
ДОП «Веселый язычок» предусматривает использование следующих методов и приемов:
• Метод убеждения средствами театрального искусства
(разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
• Метод приучения упражнений в практической действительности,
предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
• Метод проблемных ситуаций,
побуждающий к творческим действиям.
• Метод побуждения к сопереживанию,
формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.
Для коррекции речевого развития
- упражнения на развитие фонематического слуха,
- артикуляционная гимнастика, способствующая формированию правильного звукоподражания,
- игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности;
22

- скороговорки и другой речевой материал для преодоления нарушений слоговой структуры слов.
Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря
основывается на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности
используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.
Для развития эмоционально - волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного
ориентирования
- этюды и упражнения.
Основные правила работы над играми-инсценировками и требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
Правила:
• учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
• предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
• не перегружать детей;
• не навязывать своего мнения;
• не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
• учитывать речевой диагноз;
Требования:
• осмысленность, т. е полное понимание того, о чем они говорят;
• полнота передачи, т. е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
• последовательность;
• широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов;
• правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
23

• культура изложения;
• интонационная выразительность речи;
• правильная, спокойная поза во время высказывания;
• достаточная громкость;
• отчетливость произношения
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность
(проводится 2 раза в неделю в вечернее
время)
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое
творчество, песенное, танцевальное,
импровизация на детских музыкальных
инструментах);
- сочинения сказок, модификация
сказок;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социальноэмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики,
детской пластики элементы искусства
пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и
инсценировок.
24

Средства
- театральные уголки в группах,
- разнообразные виды театров,
- костюмы,
- декорации,
- детские музыкальные инструменты,
- наглядные иллюстрации сказок.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая
туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Оказание недирективной помощи детям.
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют
уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто
медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них
принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными
интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.
Задача педагога – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск
новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать
наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения,
тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы
поддержать инициативу. Важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится
значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он
25

становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
2.4. Особенности взаимодействия с семьей
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского
сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- посещение театра;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи.
№
1

2
3

Вид деятельности

Содержание деятельности
• «Артикуляционная гимнастика»
Рекомендации по театральной
• «Как правильно разучивать стихи?»
деятельности в родительском
• «Театр в жизни вашего ребенка.»
уголке
• «Как организовать домашний театр?»
• «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через
театральные игры»
• «Развитие выразительности речи посредством театрализованной
деятельности»
Привлечение родителей к участию Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов
в праздниках, досугах.
театров.
Организация фото выставки
Тема: «Театр в жизни вашего ребенка».
26

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет учителя-дефектолога
- шкафы для пособий,
- мебель для детей,
- мольберт,
- зеркало,
- игры, игровые пособия, игрушки,
- канцелярские принадлежности,
- музыкальный центр,
- музыкальный инструменты.
Модуль
образовательной
области

Социальнокоммуникативное
развитие

Перечень рекомендуемого оборудования и дидактического материала
- атрибуты для игры-драматизации (репка из папье-маше, домик-теремок);
- иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей, деятельность
людей различных профессий;
- книги (художественные произведения, содержание которых отражает различные эмоциональные
состояния людей);
- костюмы сказочных персонажей (дед, баба, внучка, Золушка, принц, Снегурочка и др.).
- костюмы, изображающие животных (курочка, собачка, кошка, мышка, зайка и др.);
27

Познавательное
развитие

Речевое
развитие

Художественноэстетическое
развитие

- куклы (девочка, мальчик);
- куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.);
- наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
- настольные ширмы;
- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок;
- рукавички с различными изображениями;
- фланелеграф.
- заводные игрушки (машинки, игрушки-забавы: лягушка, обезьянка, заяц и др.);
- игрушки с крепящимися деталями;
- колокольчики, погремушки;
- магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий;
- пластмассовые прищепки различной величины и основа для них.
- Различные варианты артикуляционной гимнастики;
- карточки с изображением профилей артикуляции гласных звуков;
- карточки с изображением различных звукоподражаний;
- детские книги;
- настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам и различным
произведениям;
- декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
- наборы кукол для пальчикового театра
- куклы бибабо для сказок рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей;
- атрибуты для игры-драматизации:
- Записи различных мелодий,
- изображения музыкальных инструментов,
- музыкальные игрушки,
- сцена в музыкальном зале.
28

Физическое
развитие

- ленты разноцветные;
- мягкие модули различной формы;
- сухой бассейн с пластмассовыми шариками;
- детский батут;
- дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая, меховая поверхность и т. п.)

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство
"Скрипторий 2003", 2006.
- Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д: Изд- во " Феникс", 2004.
- Лебедева И.Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие - М.: Вентана- Граф, 2015.
- Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования,
работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие - М.: 1999.
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
- Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. СПб: " Детство-Пресс", 2001г.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр -Творчество -Дети": Пособие для воспитателей, педагогов
дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: 2004.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. М.:
Мозаика- Синтез, 2008.

29

3.3. Распорядок и режим дня
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия соответствует возрастным нормам детей:
– дети 6-го года жизни – 2 раза в неделю по 25 минут;
– дети 7-го года жизни – 2 раза в неделю по 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на
структурно-смысловые части.
Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей (онлайн).
Расписание занятий
дополнительной общеразвивающей программы коммуникативной направленности
студия актерского мастерства «Веселый язычок»
с воспитанниками МБДОУ-детский сад комбинированного вида №203 на 2022-23 уч. год
День недели
Понедельник
Среда
Пятница

Время проведения
18.00 - 18.25
18.35 -18.55
18.00 - 18.25
18.35 -19.05
18.00 - 18.20
18.30 -19.00

Возрастная группа
Группа №2,3
Группа 5
Группа №2,3
Группа №6
Группа №5
Группа №6

30

Место проведения
Кабинет
учителя-дефектолога
Кабинет
учителя-дефектолога
Кабинет
учителя-дефектолога

3.4. Особенности организации мероприятий ДОП
Учебный план на 2022 - 2023 образовательный период
Студия актерского мастерства
«Веселый язычок»
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:

Дети 7-го г. ж.
Кол-во периодов в неделю / минуты
8/240
8/240
8/240
6/180
8/240
8/240
8/240
8/240
62 / 1860

Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:
• упражнение на артикуляцию;
• упражнения на развитие речи;
• развитие мимики;
• творческие упражнения;
31

• упражнения на воображение;
• упражнения на развитие пластической выразительности;
• актерские этюды;
• развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания,
выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Примерная структура занятия по актерскому мастерству.
I. Завязка. (Начало занятия)
1. Приветствие.
2. Разминка:
- Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения;
- Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика;
II. Развитие действия
- Упражнения на развитие речи;
- Творческие упражнения;
- Упражнения на воображение;
- Упражнения на развитие пластической выразительности; III. Кульминация
- Актерские этюды;
IV. Развязка
- Упражнения на развитие мимики;
V. Финал (окончание занятия)

32

Планирование занятий
Неделя
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
1

Месяц
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Тема
Давайте познакомимся
В. Сутеев «Под грибом» (чтение с «подговариванием»)
Сказка «Репка» (пальчиковый театр)
Сказка «Репка» (настольный театр)
Сказка «Репка» (распределение и разучивание ролей)
Сказка «Репка» (обыгрывание по ролям)
«Волшебный сундук» (пантомимическое изображение различных предметов)
«Как звери зимуют?» (пантомимическое изображение различных ситуаций)
И. Черницкая Пришла зима. (имитация действий)
Сказка «Колобок» (чтение с «подговариванием»)
Сказка «Колобок» (плоскостной театр)
«Укрась елочку» (пантомимическое изображение различных ситуаций)
«Курочка Ряба» (рассказывание сказки с «подговариванием»)
«Курочка Ряба» (театр резиновых игрушек)
«Курочка Ряба» (пантомимическое изображение героев)
С. Маршак «Где обедал воробей?» (знакомство с произведением)
С. Маршак «Где обедал воробей?» (фланелеграф)
С. Маршак «Где обедал воробей?» (изображение действий героев сказки)
С. Маршак «Где обедал воробей?» (рассказывание с «подговариванием»)
«Что я маме подарю?» (пантомимические упражнения)
33

2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Март

Апрель

Май

Грустный - радостный (мимические упражнения)
«Моя семья» (рассказывание о действиях членов семьи)
«Четвероногие друзья» (имитация действий животных)
«Смешные истории» (рассказывание историй из собственного опыта)
«Дружные пальчики» (пальчиковые игры)
«Заюшкина избушка» (изображение возможных действий героев сказки)
«Заюшкина избушка» (обыгрывание героев)
«Заюшкина избушка» (чтение, сопровождаемое движениями)
«Заюшкина избушка» (придумывание своего окончания сказки)
Подготовки итогового мероприятия для родителей
Выступление перед родителями.

Диагностика артистических способностей у детей
- Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации
театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла:
проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла:
интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл:
не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
34

Высокий уровень – 3 балла:
понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики
героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла:
понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев;
выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл:
понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;
пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла:
творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;
использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла:
владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл:
различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла:
импровизирует с куклами в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла:
использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл:
не владеет элементарными навыками кукловождения.
35

3.5. Кадровые условия реализации ДОП
Реализацию программы осуществляет
педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.

3.6. Финансовые условия реализации ДОП
№

Источник
финансирования

Наименование оборудования

1

Учебно-методические комплекты, дидактические пособия

Бюджетные средства

2

Внебюджетные
средства, спонсорская
помощь

3

Игрушки, игровое оборудование, дидактические материалы
- детские книги;
- образные игрушки;
- различные театры;
- игры для сенсорного развития;
- оборудование для театрализованных игр
Средства для приобретения театральных костюмов для детей и взрослых

4

Средства для реализации различных проектов, выступлений.

5
6

Техническое оснащение
- проектор, экран.
Ремонтные работы
36

Внебюджетные
средства, спонсорская
помощь
Внебюджетные
средства
Внебюджетные средств

Планируемая
сумма *
Не менее
1000 р. в год

Согласно
бюджету
мероприятия

* Предполагаемая сумма может быть изменена по независящим причинам и обстоятельствам.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».