Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 203 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 620042, г. Екатеринбург, ул. Избирателей, д. 17, тел. (343) 325-48-64. mdou_203@mail.ru ПРИНЯТО: На педагогическом совете МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 203 Протокол № __ от ________20__г. УТВЕРЖДЕНО: И. о. заведующего МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 203 __________ / Л.В. Репина Приказ № ___ от _________ 20__г. СОГЛАСОВАНО: С первичной профсоюзной организацией Председатель первичной профсоюзной организации МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 203. ______________/ И.А. Сафарова Протокол № __ от ________20__г. С учетом мнения Совета родителей МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 203 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЛЕГО-МАСТЕРСКОЙ «УМНЫЕ КИРПИЧИКИ» Автор: Мелкозерова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ № Название главы Стр. I Целевой раздел 3 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4 1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста 5 2. Объем образовательной нагрузки 6 3. Планируемы результаты 6 4. Содержание 7 II Организационно-педагогические условия 10 1. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом 10 возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 10 3. Материально-техническое обеспечение программы 10 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и 11 воспитания 5. Учебный план 6. Особенности 12 организации образовательной деятельности 13 дополнительной общеразвивающей программы «Умные кирпичики» Приложение 15 Оценочные материалы Рабочая программа модуля лего-конструирование 16 Рабочая программа тико-конструирования 23 Рабочая программа логика 30 2 Целевой раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Цели и задачи реализации программы Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы лего-мастерской «Умные кирпичики» (далее – ДОП «Умные кирпичики») обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. ДОП «Умные кирпичики» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Данная программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Способствует интеллектуальному развитию дошкольников, обеспечивая интеграцию различных видов деятельности. Основой образовательной деятельности является игра – ведущий вид детской деятельности. Это позволяет учиться, играя и обучаться в игре. ДОП «Умные кирпичики» основывается на технологиях развивающего обучения, что стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. ДОП «Умные кирпичики» для детей дошкольного возраста (4 – 8 лет) технической направленности на 2022 – 2025 год разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г. №273-ФЗ, в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196, с учётом СанПиН 2.4.1.3049-13, Уставом МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 203. Дополнительная общеразвивающая программа лего-мастерской «Умные кирпичики» реализуется не в рамках основной образовательной деятельности МБДОУ. Для реализации данной программы в детском саду оборудовано групповое помещение. ДОП «Умные кирпичики» обеспечивает развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель: интеллектуальное и личностное развитие, развитие воображения, мышления, игровой деятельности, регулятивных и коммуникативных умений, творческих способностей детей 4 – 7 лет. 3 Задачи: 1) формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; 2) развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами: анализ, синтез, сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, обобщение; 3) развивать пространственные представления, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; 4) развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений; 5) развивать регулятивную структуру деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); 6) формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой. Методику своей работы педагог строит так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе. 1.2.Принципы и подходы к формированию программы ДОП «Умные кирпичики», а также организация на ее основе воспитательнообразовательной деятельности базируется на следующих принципах: Принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В соответствии с этим предусмотрены многообразные формы и средства воплощения творческих поисков и решений. Что обеспечивает целостность культурного содержания, которое дети осваивают в образовательном процессе. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Педагог насыщает развивающим содержанием, возникшие спонтанно или специально, социальные ситуации в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого педагог изучает интересы и склонности детей, дает советы, поощряет общение друг с другом, создает условия для саморазвития. И в то же время воспитатель включается в социальную ситуацию, стремясь обогатить её содержанием. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Это требует отбора содержания образования, применение средств и методов, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. В наибольшей степени эффективному познавательному развитию способствует интеграция содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: личностно-ориентированный подход, деятельностный, системный и культурноисторический подход. Личностно-ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Поэтому образовательный процесс должен быть 4 построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Общенаучный системный подход позволяет рассматривать образовательную программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы — её открытость. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений: необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде и др. 1.3.Характеристика особенностей детей дошкольного возраста 4-5 лет. В этом возрасте дети направлены на освоение устройства окружающего мира, поэтому так часто разбирают игрушки и предметы на составляющие детали, и задают большое количество вопросов, касающихся различных сфер жизни. Увеличивается объём памяти и устойчивость внимания, дети могут сосредоточенно заниматься какойлибо деятельностью 15-20 минут. Развивается восприятие (дети выстраивают упорядоченные ряды по цвету, форме, высоте, длине), наглядно-образное мышление, становится доступным использование простых знаков, схем, при этом сохраняется эгоцентрическая познавательная позиция. Расширяются познания детей об окружающем мире. 5-6 лет. Интересы детей направлены на освоения мира человеческих отношений. Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста является сюжетноролевая игра, в которой формируются основные достижения возраста. В общении с взрослыми дети удовлетворяют свои познавательные потребности. Помимо устройства мироздания детей интересует мир человеческих взаимоотношений. Развивается произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость, дети могут действовать по правилам. Развивается опосредованность памяти, дети могут ставить задачу запомнить и использовать для этого необходимые средства. Продолжает развиваться нагляднообразное мышление, восприятие. Дошкольники могут различать и называть множество оттенков и сложные геометрические фигуры, группировать предметы, учитывая несколько признаков одновременно – цвет, форму, величину. Развиваются обобщения, дети устанавливают причинно-следственные связи. 6-8 лет. Возраст 6-8 лет имеет особое значение для психического развития детей, в этот год дети из дошкольников превращаются в будущих учеников. Важным становится формирование готовности к переходу на следующую ступень образования – обучение в начальной школе. Помимо морфофизиологической и предметной готовности в различных образовательных областях важно формирование психологической готовности к обучению детей в школе. Все эти виды готовности к обучению в школе играют важную роль в формировании предпосылок успешности обучения и адаптации к школе. Готовность к обучению в школе является сложной системной характеристикой психического развития детей дошкольного возраста. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление, ведущее в дошкольном возрасте, при этом дети могут решать более сложные задачи, ориентироваться по схеме, учитывать одновременно два, три признака. В старшем дошкольном возрасте развивается словесно-логическое мышление, дети совершают логические операции сериации, классификации. Дети усваивают обобщенные знания о 5 связях и закономерностях явлений окружающей действительности, с использованием наглядных моделей. Усвоение сенсорных эталонов и перцептивных действий обследования продолжает развиваться в продуктивных видах деятельности. Продукты воображения становятся более оригинальными. Память становится в большей степени опосредствованной, для детей уже доступно использование знаков для запоминания. Развивается произвольность внимания, увеличивается его устойчивость, время сосредоточения, дети могут заниматься около 30 минут, играть около часа и больше. Завершение дошкольного возраста связано с формированием предпосылок успешности школьного обучения (умения и желания учиться) и вхождения в школьную жизнь. 2. Объем образовательной нагрузки Организационные условия реализации программы. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 4 – 7 лет. Занятия проводятся в группах от 4 – 5 лет, от 5 – 6 лет, 6 – 7 лет, 1 раз в неделю по 20-30 минут. Предельная наполняемость группы – 5 человек. Срок реализации программы: 3 учебных года. Организованная образовательная деятельность детей осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Объем образовательной нагрузки соответствует требованиям действующего СанПиН для детей возраста от 4 до 7 лет: • в средней группе (5ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 20 минут; • в старшей группе (6ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 25 минут; • в подготовительной к школе группе (8ый год жизни) продолжительность образовательной деятельности 30 минут. Общее количество часов ДОП «Умные кирпичики» в соответствии с учебным планом. 3.Планируемые результаты Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. Дети, занимаясь по ДОП кружка «Умные кирпичики», успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством: - ребенок умеет выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; - ребенок умеет сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); - ребенок умеет ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу; - ребенок умеет разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством, сопоставлять части и целое для предметов и действий; 6 - ребенок умеет называть главную функцию (назначение) предметов, расставлять события в правильной последовательности, выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; - ребенок умеет применять какое- либо действие по отношению к разным предметам, описывать простой порядок действий для достижения заданной цели, находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; - ребенок умеет проводить аналогию между разными предметами; - ребенок умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные возможности. В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира. 4. Содержание Содержание образовательной деятельности ДОП кружка «Умные кирпичики» реализуется в следующих модулях. Модуль лего-конструирование Лего-конструкторы имеют особое значение в жизни детей. Благодаря огромному разнообразию строительных материалов дети максимально активны во время игры. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Детскими психологами доказано, что, если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Легоконструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. В отличие от компьютерных игр, в которых быстрая смена сюжета перегружает психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития. 1. Конструирование из лего-конструктора по образцу Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, – важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2. Конструирование из лего-конструктора по модели Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. 7 3. Конструирование из лего-конструктора по условиям Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, по которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. 4. Конструирование из лего-конструктора по простейшим чертежам и наглядным схемам Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности. 5. Конструирование из лего-конструктора по замыслу Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. 6. Конструирование из лего-конструктора по теме Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений. Модуль ТИКО-конструирование В качестве содержательной базы модуля ТИКО-конструирование предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области: математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью в модуле ТИКО-конструирование через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. Содержание модуля представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учатся конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже они конструирует по схеме 8 или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию. Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования: 1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей. 2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель. 3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого воспитанники делают модели по собственным проектам. В процессе занятий учащиеся много работают со схемой и учатся: - делать выбор комплектующих по схеме; - собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению; - создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации). Кроме этого, педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности. Модуль ТИКО-конструирование, методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное, внимание и силы, учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности. Модуль логика Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Модуль логика создает условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Образовательная деятельность основана на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В модуле широко представлены математические развлечения: задачи-шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например, «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В модуль включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов. 9 II. Организационно-педагогические условия 1. Формы, способы, методы и средства программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Организация образовательной деятельности в рамках ДОП кружка «Умные кирпичики» осуществляется на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных решений поставленных задач). Основные формы образовательной работы с детьми: игра, беседа, проблемная ситуация, проектная деятельность, дидактическая игра, конструирование и др. Форма организации деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, совместная деятельность педагога с детьми. 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу педагога. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и педагогом. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. В направлении выстраивания сотрудничества с семьями воспитанников актуальной целью является создание условий, способствующих педагогическому просвещению родителей (законных представителей), обучению взрослых способам гуманистического взаимодействия с детьми. Формы работы с семьями воспитанников: день открытых дверей, беседа, индивидуальная консультация, праздник. Направления работы: формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста, развитие мелкой моторики, речевое развитие детей дошкольного возраста, развитие детской фантазии, воображения и творчества, организация совместного досуга с детьми, подготовка детей к школьному обучению. Развивающая среда 3. Материально-техническое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение ДОП «Умные кирпичики» обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие детей по всем модулям программы, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Пространственная Предметная ТСО Физкультурно-музыкальный зал - конструктор ТИКО – 6 шт.; - конструктор LEGO – 3 шт.; - конструктор LEGO-гигант – 1 набор - ноутбук - принтер 10 Мебель - стол детский – 2 шт.; - стулья детские – 4 шт.; - маркерная доска – 1 шт. 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Образовательные модули Методические пособия. Учебно-наглядные материалы (направления развития) Для групп детей дошкольного возраста - Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Лего-конструирование М.: ТЦ Сфера, 2012 – 144 с. - Картотека схем по лего-конструированию - Карточки для занятий по лего-конструированию ТИКО-моделирование для дошкольных ТИКО-конструирование образовательных учреждений - Картотека схем плоскостных фигур - http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.) Трофимова О.А. Развитие речи детей дошкольного Логика возраста посредством современных конструкторов: методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 66 с. Игра «Забавы в картинках» ОАО «Дом печати – ВЯТКА»: - Подумай, дорисуй - Лабиринты - Цвет, форма, величина - Находим противоположности - Найди по схеме - Ориентировка в пространстве - Волшебные картинки 11 5. Учебный план Учебный план на 2022 – 2025 образовательный период Модули Легоконструирования ТИКОконструирование Логика Итого 5-й год жизни 6-й год жизни Кол-во часов в год (кол-во периодов/ минуты) 28/700 8-й год жизни Кол-во часов в год (кол-во периодов/ минуты) 28/840 Итого за четыре года обучения Кол-во часов в год (кол-во периодов/ минуты) 28/560 24/480 24/600 24/720 84/1800 20/400 72/1140 20/500 72/1800 20/600 72/2160 60/1500 228/5400 84/2100 Календарный учебный график на 2022 – 2025 образовательный период Содержание Средняя группа (4 – 5 лет) Возрастные группы Старшая группа Подготовительная (5 – 6 лет) группа (6 – 8 лет) Начало образовательного периода Окончание образовательного периода Продолжительность образовательного периода, всего, в том числе: 1 полугодие 2 полугодие Продолжительность НОД Количество ОД по ДОП в неделю 01.10.2022 01.10.2022 01.10.2022 28.06.2023 28.06.2023 28.06.2023 36 недель 36 недель 36 недель 13 недель 23 недель не более 20 минут 2 13 недель 23 недель не более 25 минут 2 13 недель 23 недель не более 30 минут Объем недельной образовательной нагрузки (ООД) в том числе 40 мин 50 мин 60 мин Итого в год по группе 1440 мин 1800 мин 2160 мин 2 12 6. Особенности организации образовательной деятельности дополнительной общеразвивающей программы «Умные кирпичики» Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, который осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительноспортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. 14 Приложение Оценочный материал В соответствии с п.3.2.1 ФГОС ДО «при оценке реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей». Педагогическая оценка связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Следствием педагогической диагностики является наличие разработанных мероприятий для более результативного развития каждого диагностируемого ребенка. Разработаны диагностические карты с учетом возрастных особенностей воспитанников, выявляющие уровень конструкторских умений у воспитанников через включенное наблюдение. Диагностическая карта для детей 4 – 5 лет Ф.И. ребенка Называет цвет деталей Называет детали Скрепляет детали Лего Строит по схеме Строит по образцу Строит по замыслу Классифицирует Умеет рассказывать о постройке тико Диагностическая карта для детей 5 – 6 лет Ф.И. ребенка Называет детали Называет форму, цвет, пространственное расположение Работает по схеме Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит по образцу Называет детали, изображен ие по карточке Строит по инструк ции Строит сообща, подгрупп -пой Умеет рассказывать о постройке Диагностическая карта для детей 6 – 8 лет Ф.И. ребенка Назы-вает детали, пространственное расположение Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит по образцу Называет детали, изображение по карточке Строит по инструкции Строит сообща, подгруппой в команде Работает над проекта ми Умеет рассказывать о постройке 15 Рабочая программа модуля ТИКО-конструирование Конструирование в рамках данного модуля – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. Цель модуля ТИКО-конструирование – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Задачи: 1. Формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах; 2. Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса; 3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); 4. Развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); 5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений; 6. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности; 7. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой. Модуль состоит из двух направлений. У каждого направления есть свои предметные цели и задачи. Направление «Плоскостное моделирование» Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа; изучение и конструирование различных видов многоугольников; обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта; обучение различным видам конструирования. знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов; развитие комбинаторных способностей; совершенствование навыков классификации; развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали. 16 Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос. Направление «Объемное моделирование» Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: выделение многогранников из предметной среды окружающего мира; изучение и конструирование различных видов многогранников; исследование «объема» многогранников; формирование целостного восприятия предмета; развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме; развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. 4 – 5 лет № Тема Кол-во Время Содержание периодов (мин.) 1 Плоскостное 7 280 моделирование 1.1 Геометрические 2 40 Поиск и сравнение трех-, фигуры и их свойства четырех-, пятиугольников. Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Понятия «пятиугольник», «четырехугольник», пятиугольник». 1.2 Сравнение 2 40 Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Составление фигур по схеме «Светофор». 1.3 Классификация 2 40 Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям. Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок. 17 1.4 Выявление закономерностей 2 40 1.5 Пространственное ориентирование 2 40 1.6 Выделение части и целого 2 40 1.7 Тематическое конструирование 2 40 2 Объемное моделирование Исследование и конструирование предметов кубической формы 5 200 4 80 2.2 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы 4 80 2.3 Тематическое конструирование 2 40 2.1 Чередование по форме. Выделение множеств – «квадраты», «прямоугольник». Конструирование «заборчика» из квадратов и прямоугольников с помощью чередования. Конструирование по схеме «Кот». Ориентирование на плоскости. Расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ваза». Разложение фигур на части. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Составление фигур по схеме «Танк». Проект «Звездное небо». Диалог «Космос». Конструирование фигур – «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит». Поиск и сравнение предметов кубической формы – «большой», «маленький». Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Конструирование декораций для сказки - предметы кубической формы – «стул», «дом», «будка для собаки», «корзинка», «гриб». Понятия «большой», «маленький». Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «большой», «маленький». Инсценировка русской народной сказки «Колобок». Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький». Проект «Кукольный городок». Диалог «Кукольный городок». Конструирование фигур – «мебель», «дом», «качели», 18 «горки», «посуда». «Кукольный городок». Итого № 5 – 6 лет Название темы 12 480 Кол-во периодов 8 Время (мин) 400 Содержание 2 50 Поиск заданных фигур. Сравнение и конструирование четырехугольников. Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Игра «Найди пару». Понятия «многоугольник», «прямоугольник», «ромб». Логические задания на замещение фигур конструктора. Конструирование по схеме «Автомобиль». Классификация по 1 – 2 свойствам. Классификация геометрических фигур по форме и по размеру. Игра «Магазин». Конструирование по контурной схеме «Жираф». Чередование по форме и по размеру. Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Диктант для конструирования «Робот». Комбинирование трех фигур. Понятие «вариант». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур. Конструирование по схеме «Ворона». Понятия «вправо», «влево». Инсценировка сказки «Красная Шапочка». Изготовление декораций для сказки. Конструирование дорожки с несколькими поворотами «вправо» и «влево». Выделение заданного 1.1 Плоскостное моделирование Исследование форм и свойств многоугольников 1.2 Сравнение и классификация 2 50 1.3 Выявление закономерностей 2 50 1.4 Комбинаторика 2 50 1.5 Пространственное ориентирование 4 100 1.6 Целое и части 4 100 1 Выставка 19 количества фигур из множества. Работа с множеством чисел от 0 до 10. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям. Объемное моделирование 2.1 Объемные геометрические фигуры 2 4 200 2 50 Конструирование куба из развертки. Понятия «куб», «развертка». Поиск правильной развертки куба. Конструирование куба из развертки. Диктант для конструирования «Медведь». Поиск и сравнение предметов, имеющих форму призмы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый». Выбор подарка маме к празднику 8 марта. Конструирование цветка и вазы в форме призмы. Понятия «высокий», «низкий». Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый». Поиск предметов пирамидальной формы в окружающем мире. Конструирование фигур по выбору детей. Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый». Проект «Техника». Диалог «Виды техники». Конструирование фигур – «лодка», «корабль», «автомобиль», «подъемный кран», «трактор». Выставка «Техника». 2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы 2 50 2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы 2 50 2.4 Тематическое конструирование 2 50 Итого 12 600 Кол-во периодов 8 Время (мин.) 480 Содержание 4 120 Сравнительный анализ и конструирование многоугольников. Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Понятия: № 1 1.1 6 – 8 лет Название темы Плоскостное моделирование Исследование форм и свойств многоугольников 20 1.2 Сравнение и классификация 2 60 1.3 Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов 2 60 1.4 Пространственное ориентирование 2 60 1.5 Комбинаторика 2 60 1.6 Периметр 2 60 1.7 Выделение частей и целого 2 60 2 Объемное моделирование Исследование и 4 240 2 60 2.1 «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Определение фигур с помощью ощупывания. Конструирование животных для геометрического леса по схеме. Сравнение и классификация по двум – трем свойствам. Поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика». Диктант для конструирования «Собака». Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом. Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды. Соединение деталей в заданной последовательности «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Диктанты для конструирования «Черепаха», «Слон», «Верблюд». Конструирование по собственному замыслу – тема «Экзотические животные». Комбинирование четырех фигур. Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Конструирование по схеме «Сова». Конструирование фигур и сравнение их периметров. Конструирование фигур различных периметров из квадратов. Конструирование по контурной схеме «Соловей». Выделение заданного количества фигур из множества. Работа с множеством чисел от 0 до 20. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям. Конструирование октаэдра. 21 конструирование сложных многогранников 2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы 2 60 2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы 2 60 2.4 Тематическое конструирование 2 60 Итого 12 720 Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами. Понятия «многогранник», «октаэдр», «грань», «ребро», «вершина». Конструирование октаэдра из развертки. Конструирование предметов окружающего мира, имеющих форму октаэдра. Исследование и конструирование четырехи пятиугольной призмы. Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной призмы. Конструирование призмы из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование замков и крепостей. Исследование и конструирование четырехи пятиугольной пирамид. Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырех- и пятиугольной пирамид. Конструирование пирамиды из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование египетских пирамид. Проект «Мой любимый город». Диалог «Здания и достопримечательности нашего города. Инфраструктура». Конструирование фигур – «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. Выставка «Мой любимый город». 22 Рабочая программа модуля Лего-конструирование Цель рабочей программы модуля Лего-конструирования – развивать конструкторские способности детей посредством лего-конструктора. Задачи: 1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности посредством лего-конструктора; 2. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование посредством легоконструктора. 3. Развивать пространственные представления, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, используя лего-конструктор. 4. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, речь посредством легоконструктора. 4 – 5 лет Первое полугодие: - расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования; - использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем; - учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию; - формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения; - учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия; - формировать умение строить по схеме, сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой; конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. Второе полугодие: - закреплять умение анализировать конструктивную и графическую модели; - учить сооружать постройки в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается; - правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, шип, арка, пластинка, пластина, кирпичик с колесами и др.); - продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой; - учить заранее, обдумывать назначение будущей постройки, - намечать цели деятельности; -сравнивать полученную постройку с задуманной; - развивать способность к контролю за качеством и результатом работы. В возрасте 4 – 5 лет особое внимание уделяется коллективной постройке (по 2-3 ребенка в подгруппе). План анализа образца: - рассмотреть объект в целом; - назвать цвета деталей; 23 - назвать детали лего-конструктора; - установить пространственное расположение частей постройки. После анализа отводится время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек в общий сюжет. По замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной. № Тема Кол-во Время Содержание периодов 1 Введение в ЛЕГО – 1 20 мин. Знакомство с основными деталями. конструирование. Закрепление новых знаний в игровой Путешествие по форме. ЛЕГО – стране. Игра «Найди такую же деталь» Знакомство с деталями конструктора. 2 «Простейшие 3 60 мин Учить строить простейшие конструкции» постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. Заборчик Закреплять приемы построек снизу вверх из лего-конструктора, точно Мостик соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. Лего-жители Закреплять названия деталей. Игра « Таинственный мешочек» 3 «Мебель» 3 60 мин Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать Стол, стулья содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее Диван, кресла описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность Дом посредством лего-конструктора. Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать из легоконструктора постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». 24 4 «Зоопарк» 3 60 мин Учить отличать хищников от травоядных животных из легоконструктора. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук посредством лего-конструктора. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию посредством лего-конструктора. 4 80 мин Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора. Учить создавать простейшую модель грузовой машины из легоконструктора. Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Учить всем вместе строить одну поделку. Рассказать о профессии летчика. Учить понимать нужность профессии. Учить строить из лего-конструктора самолет, выделяя функциональные части Выделять основные части и детали. Развивать фантазию, воображение. Закреплять полученные навыки. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность посредством лего-конструктора. Жираф Слон Обезьяна Утка 5 «Транспорт» Ракета Грузовик Поезд Самолет Итого 14 280 мин 5 – 6 лет Первое полугодие: - закреплять приобретенные в средней группе умения; - развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве; - развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно; 25 - учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей; - продолжать знакомить с новыми деталями; - добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи; - учить заранее, обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; Второе полугодие: - учить работать с мелкими деталями; - создавать более сложные постройки; - работать вместе, самостоятельно распределять обязанности; не мешая друг другу, создавать коллективные постройки; - учить рассказывать о постройке других воспитанников; - учить помогать товарищам в трудную минуту; - возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец; - формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями; - направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций. № 1 2 Тема Повторение. путешествие ЛЕГО стране. «Постройки легоконструктора» Кол-во Время периодов 1 25 мин по из 75 мин Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность посредством лего-конструктора. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. Познакомить с новыми деталями легоконструктора. Учить строить из легоконструктора мостик. Развивать посредством лего-конструктора мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить строить из лего-конструктора домики разной величины и длины. 4 100 мин Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, Мостик через речку Колодец Разные домики «Зоопарк» Верблюд Закреплять навыки, полученные в средней группе. Повторить название деталей. 3 Избушка на курьих ножках 3 Содержание 26 Крокодил делать выводы. Слон 4 Попугай «Профессии» Пожарная часть 4 100 мин 2 50 мин 14 350 мин Пароход Фермер Светофор, регулировщик 5 «Обитатели водоёмов» Речные рыбки Аквариум Итого Рассказать о профессии пожарного. Учить строить из лего-конструктора пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Рассказать о водном транспорте. Учить выделять в постройке из легоконструктора ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки из легоконструктора, вычленять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». Учить строить из лего-конструктора загоны для домашних животных разными способами. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Учить строить рыб из лего-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук посредством легоконструктора. Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить из лего-конструктора аквариум. 6 – 8 лет Первое полугодие: - закреплять приобретенные в старшей группе умения; - развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве; - развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно; - учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей; - продолжать знакомить с новыми деталями; - добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи; - учить заранее, обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее 27 конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; Второе полугодие: - учить работать с мелкими деталями; - создавать более сложные постройки; - работать вместе, самостоятельно распределять обязанности; не мешая друг другу, создавать коллективные постройки; - учить рассказывать о постройке других воспитанников; - учить помогать товарищам в трудную минуту; - возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец; - формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями; - направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций. В возрасте 6 – 7 лет дети начинают работать над проектами. Задачи: - развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; - развивать мышление, интеллект, пространственные представления, воображение, мотивацию, речь и коммуникативные навыки; - формировать чувство уверенности в себе; - развивать умение сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи. Проект дает ребенку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом обычно начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы: 1. Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий; беседы по теме проекта; 1. Основной: делится на две части: - рассматривания образцов, схем; - создание проекта на нескольких занятиях; 2. Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес. № 1 2 Тема Повторение. Путешествие ЛЕГО стране. Кол-во Время периодов 2 60 мин по Проект «Лес – наш дом природы» 4 240 мин Содержание Закреплять навыки. Повторить название деталей, изображения по карточке, форму, цвет и пространственное расположение. Учить обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание. Развивать посредством легоконструктора мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить строить знакомое строение из 28 Проект «Болото и его обитатели» 6 180 мин 3 Проект «Мир динозавров» 6 180 мин 4 Проект «Школа» 6 180 мин 24 840 мин Итого лего-конструктора, обращать внимание на детали. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий. Рассказ о лете. Чтение художественной литературы, стихов, отгадывание загадок. Слушание аудиозаписи звуков леса. Учить строить по творческому замыслу, по инструкции и по образцу. Учить использовать предметы заместители. Учить рассказывать о постройке, ее функционале. Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок с изображением обитателей болот. Беседы. Чтение художественной литературы. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность посредством легоконструктора. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. Просмотр видеофильма, исторической справки. Познакомить с особенностями здания школы, с предметами, необходимыми для школы, людьми, которые там работают и учатся. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки из лего-конструктора, вычленять в ней существенные части. Обогащать речь. 29 Рабочая программа модуля Логика Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления. Задачи: 1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). 2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 3. Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 4. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов. Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету. 5. Ребенок должен уметь подбирать противоположности. 6. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стаканвода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. 7. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему. № 4 – 5 лет Тема Кол-во периодов 4 Время (мин) 80 1. Геометрическое конструирование 2. Решение задач развитие пространственных представлений на 4 80 3. Упражнение на развитие речи и мелкой моторики 4 80 4. Решение топологических задач 4 80 5. Математические загадки, сравнение величин 4 80 Содержание Многоугольник. Условия их построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами. Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д. Придумывание историй по картинкам, логические цепочки. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями. Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами. Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат. Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц. Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», «короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск 30 сходств и различий на картинках. № 5 – 6 лет Тема 20 400 Кол-во периодов 8 Время (мин) 200 1. Геометрическое конструирование 2. Решение задач развитие пространственных представлений на 8 200 3. Упражнение на развитие речи и мелкой моторики 8 200 4. Решение топологических задач 8 200 5. Математические загадки, сравнение величин 8 200 40 1000 Кол-во периодов 4 Время (мин) 120 № 1. 6 – 8 лет Тема Геометрическое конструирование Содержание Многоугольник. Условия их построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами. Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д. Придумывание историй по картинкам, логические цепочки. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями. Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами. Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат. Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц. Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», «короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск сходств и различий на картинках. Содержание Многоугольник. Условия их построения. Простейшее конструирование по образцу. Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами. 31 2. Решение задач развитие пространственных представлений на 4 120 3. Упражнение на развитие речи и мелкой моторики 4 120 4. Решение топологических задач 4 120 5. Математические загадки, сравнение величин 4 120 40 600 Ориентирование на плоскости. Ориентирование в пространстве. Понятия: «следует за», «предшествует», «выше», «ниже», «стоит между» и т. д. Придумывание историй по картинкам, логические цепочки. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями. Строительство лабиринтов, выход из лабиринтов. Действия с числами. Сравнение чисел. Решение задач. Магический квадрат. Задачи на сложение, увеличение, уменьшение числа не несколько единиц. Понятия «меньше», «больше», «тяжелее», «легче», «длиннее», «короче», «выше», «ниже». Поиск противоположностей, поиск сходств и различий на картинках. 32