ДОП Умный карандаш

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад комбинированного вида № 203
Утверждаю:
и.о. заведующего МБДОУ
комбинированного вида № 203
___________________/Л.В. Репина
Приказ №
«
»
20____г.

Принято:
педагогическим советом
протокол №
от « »
20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Умный карандаш»

Согласовано
Советом родителей
протокол №
от «
»
201 г.

Екатеринбург, 2022

№
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Перечень нормативных и нормативно - методических документов, как основа для разработки программы.
Цели и задачи программы.
Принципы и подходы к программе.
Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей.
Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия с семьей
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Распорядок и режим дня.
Особенности организации мероприятий программы
Кадровые условия реализации
Финансовые условия реализации

2

Стр.
3
3
4
5
5
7
8
0

10
11
12
13
13
14
22
23
23

I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Актуальность программы
Графомоторный навык - это один из основных навыков, необходимых ребенку для начала школьного обучения. Он
развивается в дошкольном детстве, в процессе рисования, раскрашивания. В его основе лежат психическое и физическое развитие
ребенка. Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет ребенку рисовать,
раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать инструмент письма.
Овладение графомоторным навыком представляет собой сложный процесс, который предполагает сформированность целого
ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и
самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Формирование графических навыков
у детей с ОВЗ осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и
отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, недостаточность моторных
систем, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и
ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками таких детей. У
таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и
замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией
и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои
движения пределами строки, чертить ровные линии.
Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей с ОВЗ являются приоритетными, они способствуют
формированию глазомера, зрительной памяти; развитию воображения, зрительного и кинестетического восприятия, зрительнодвигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитанию трудолюбия, усидчивости.
1.1.1. Перечень нормативных и нормативно - методических документов, как основа для разработки программы.
Дополнительная общеразвивающая программа кружка для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2022-2023 год (далее ДОП
кружок «Умный карандаш») составлена в соответствии с:
3

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-ФЗ
- ФГОС ДО, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№1155
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
- Уставом МБДОУ.
Дополнительная
общеразвивающая
программа «Умный
карандаш»
разработана
на
основе
программы
Подрезовой И.А. «Школа умелого карандаша» с использованием методических пособий: Трясорукова Т.П. «Развитие
межполушарного взаимодействия у детей», Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет».
1.1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ
к овладению письмом.
Задачи:
1.
Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость
рук, ритмичность;
2.
Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе бумаги;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
4

1.1.3. Принципы и подходы реализации образовательной деятельности.
Принцип доступности- все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с детьми в виде
перспективного плана развития);
Принцип системности и последовательности (процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы,
необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие
навыков ручной умелости).
Принцип личностно- ориентированного обучения: признание ценности личности каждого ребенка, развитие его
индивидуальности в процессе деятельности.
Принцип систематичности – постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию
графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации
успеха.









.
1.1.4. Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей.
В 5 лет ребенок хорошо выполняется горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать
линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет горизонтальные, вертикальные или
циклические движения, пытаясь писать буквы.
B 6 – 7 лет ребенок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи
становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения,
штрихи и линии Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он
постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит
уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении
графическим навыком письма в школе будет значительным.

5

Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей 5-7 с ОВЗ.
Детям с ОВЗ характерно замедленное развитие моторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии
двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных
движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их
выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии
двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по
пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в
недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании
шнурков, лент и т. д.).
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение
рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например,
ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать
предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации
приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление,
не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией.
Общими (для детей с ОВЗ) недостатками в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук являются:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

нарушение точности и плавности движений;
неудержание поз;
ошибки в пространственной координации;
нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка;
нарушение количества элементов в рисунке;
напряженность, скованность движений;
нарушение переключения с одного движения к другому;
нарушение синхронности в выполнении движений;
недифферинцированность движений;
6

10.
11.
12.

нарушения контроля за собственными действиями;
трудности переключения;
явления зеркальности.
1.2. Планируемые результаты











Метапредметные:
владеет позой пишущего человека;
ориентируется на листе в клетку;
понимает и выполняет словесные установки педагога;
умеет действовать, повторяя показанный образец и правило;
координирует работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
использует речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
совершенствуется крупные движения и умение владеть своим телом;
совершенствуется пространственные и временные представления (ориентация на листе, в пространстве на примере
собственного тела, ориентация во времени);
совершенствуется мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие

Личностные:
 проявляет интерес и имеет положительную мотивацию к обучению;
 эмоционально отзывчив, умеет сопереживать





Предметные:
овладевает штриховкой, техникой рисунка;
рисует разнообразные линии;
контролирует собственные действия: закрашивает только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирает лучшую
из написанных букв.
выполняет графические диктанты

7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Содержание учебного (тематического) плана
1. Тетрадка и рабочая строка.
Теория: Знакомство со строкой
Практика: дети познакомились с тетрадью и рабочей строкой и полями.
2. Ориентировка в клетке.
Теория: Ориентировка в клетке.
Практика: ориентируются в клетке
3. Вертикальные и горизонтальные линии и комбинации из них.
Теория: Ориентирование на рабочей строке
Практика: Проведение линии слева направо, пропись вертикальных и горизонтальных линий.
4. Горизонтальные линии.
Теория: Ориентирование на рабочей строке, развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику,
Практика: Проведение ровных горизонтальных линий слева направо, учитывая цвет.
5. Вертикальные линии.
Теория: Ориентирование на рабочей строке (сверху вниз), зрительное внимание, зрительно-двигательную координацию и
мелкую моторику.
Практика: Проведение вертикальных линий разной высоты.
6. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
Теория: Ориентирование на рабочей строке (сверху вниз)
Практика: Проведение комбинаций вертикальных и горизонтальных линий. Уголки.
7. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
Теория: Ориентирование на рабочей строке и в микропространстве
Практика: Проведение наклонных линий разного размера и комбинации из них.
8. Дуги.
Теория: Плавные закругленные линии
8

Практика: Проведение округлых линий разного размера.
9. Дуги и круги.
Теория: Закругленные линии
Практика: Проведение закругленных замкнутых линий.
10. Круги, волнистые линии, овалы.
Теория: Закругленные плавные линии
Практика: Проведение плавных линий без углов слева направо
11. Полукруги и крючки.
Теория: Закругленные линии
Практика: Проведение округлой линии и завершение ее в нужном месте.
12. Печатанье цифр по клеткам.
Теория: Ориентирование в микропространстве
Практика: Печатание цифр как на конверте.
13. Печатание букв по клеткам.
Теория: Элементарные графические умения и навыки письма.
Практика: Написание букв
14. Печатание букв и слов.
Теория: Элементарные графические умения и навыки письма.
Практика: Печатание слов.
15. Списывание
Теория: Перенесение графического образа с доски в тетрадь.
Практика: Копирование текста с доски
16. Графические диктанты.
Практика: Выполнение графических диктантов.
Структура занятия:
1. Пальчиковая гимнастика
Для активизации пальцев руки ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей
рук. Любое из предложенных упражнений можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц рук.
2. Работа в тетради.
9

3. Зрительная гимнастика.
После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (ещё недостаточно развиты тонкие и точные
координации движений). Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз
– дети следят глазами за кончиком указки педагога, который «рисует» с её помощью различные фигуры (ломаные линии,
геометрические фигуры, спирали, цифры и т.д.)
4. Зрительный и слуховой диктант.
Зрительный диктант проводится с использованием таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает её.
Дети должны вспомнить порядок расположения фигур и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с
оригиналом.
5. Динамическая пауза (физминутка)
Они могут проводиться под стихотворный текст или с мячом.
6. Упражнения для развития мелкой моторики
7. Работа в альбоме.

2.2. Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственно образовательной деятельности:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
 наглядный (показ иллюстраций, наблюдение),
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).





Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
10

В системе формирования графических навыков наиболее предпочтительными методами, помогающими решать
поставленные задачи, являются:
 игры малой и средней подвижности (синхронизируют работу полушарий, способствуют переключению импульса с
одного полушария на другое при выполнении заданий, координируют работу зрительного и аудиального восприятия,
обучающихся с работой пишущей руки);
 упражнение (в результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется).
Также активно используются методы мотивации поведения и деятельности – одобрение, похвала, игровые эмоциональные
ситуации, что вызывает положительное отношение к обучению у обучающихся.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность
играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником
эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
- самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать
ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов
деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные
задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на
детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна
обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
11

2.4. Особенности взаимодействия с семьей.
Нельзя ограничиваться развитием мелкой моторики только в стенах детского сада. Необходим тесный контакт с
родителями по данному вопросу. Необходимо познакомить родителей, как и для чего нужно развивать пальчики детей.
Часто можно услышать от родителей: «Он у нас и так очень любит закрашивать, может всю книжку за один раз закрасить».
Но при этом вся деятельность ребенка проходит без контроля со стороны взрослого. Родитель порой даже не осознает, что давая
полную самостоятельность ребенку, он тем самым наносит вред своему малышу. Ребенок, предоставленный сам себе, «забывает»,
как нужно правильно держать карандаш, закрашивает в разном направлении, выходит за линию контура. В итоге у него
закрепляются неправильные графические навыки, что в дальнейшем создаст большие проблемы при обучении письму.
Письмо связано с умением ребенка ориентироваться на листе бумаги, видеть расположение строчек и если ребенок не
привыкнет контролировать движение руки, понимать направление движения линий (а этот навык не закрепиться, если ребенок
будет предоставлен сам себе) – то в школьной тетради ему будет сложно вписывать буквы в строчку. Нужно помочь родителям
усвоить одну простую истину: «Переучиваться всегда сложнее, чем научиться».
При работе с родителями используем различных форм работы: родительские собрания, мастер-класс, семинарыпрактикумы, индивидуальные консультации, папки-передвижки, выставки детских работ.
Заинтересованность родителей повышает интерес к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики руки.
Систематическая
коррекционно-педагогическая
работа,
направленная
на
развитие
мелкой
моторики
рук, помогает подготовить детей с нарушениями зрения к успешному обучению в школе.
Выработка графомоторных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья требует гораздо больше времени,
поэтому залогом успеха будет раннее начало коррекционной работы совместно с семьями воспитанников.

12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение:
- карточки с упражнениями: «обводилки», «копирование рисунков», «продолжение узоров», «рисование по клеточкам»,
«дорисовывание», «штриховки»;
- раскраски, трафареты с различным наполнением (крупы, песок, наждачная бумага), счетные палочки, карандаши, фломастеры,
пластилин;
- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, губки, цветные клубки нитей
для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-счетные палочки для выкладывания узоров;
-проволочки для создания узоров и фигурок, пипетки;
-разрезные картинки.
Материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, в соответствии с интересами, выбирать игры, задания,
пособия для деятельности, воспроизводить то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, проявить свое
творчество, реализовать замыслы. Содержание периодически меняется, цели и задачи занимательных игр и упражнений по
развитию графомоторных навыков усложняется.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Бортникова Е.Ф. Мои первые прописи (для детей 5-6 лет).- Екатеринбург: Литур, 2022
2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.- М.:Владос, 2019.-с.112
3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.- М.:Владос, 2019.-с.111
13

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических
психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
5. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических
навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007- 120с.
6. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с
речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
7. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми
нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
8. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Учебн. пособ.- Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век»,
2000.
9. Трясорукова Т.П. Прописи для детей с ОВЗ. - Ростов н/Д: Феникс, 2021.
10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. -Ростов н/Д: Феникс, 2018
11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями. -Ростов н/Д: Феникс, 2019.
12. Ульева Е.А. Письмо: тетрадь для занятий с детьми. – М.: ВАКО, 2015.

3.3. Распорядок и режим дня
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия
соответствует возрастным нормам детей:
– дети 7-го года жизни – 1 раз в неделю по 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурносмысловые части.
Расписание занятий кружок «Умный карандаш»
с воспитанниками МБДОУ-детский сад комбинированного вида №203 на 2022-2023 уч. год
14

День недели

Время проведения

Возрастная группа

18.00 - 18.30

Группа компенсирующей
направленности

среда

Учебный план на 2022 - 2023 образовательный период

месяц

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Кол-во периодов в неделю/минуты
4/120
4/120
4/120
3/90
4/120
4/120
4/120
4/120

оо

15

Место проведения
Кабинет дефектолога
группы № 3

Перспективный план работы по дополнительной общеразвивающей программе «Умный карандаш»
месяц
октябрь

кол-во
Тема занятия
занятий
1
Знакомство с тетрадью

Цели и задачи работы
Познакомить детей с тетрадью в клетку;
формировать умение ориентироваться на
листе бумаги;
развивать глазомер, мелкую моторику,
тактильные ощущения;
воспитывать аккуратность.

1

Штриховка в заданном
направлении.

Формировать навык штриховки в заданном
направлении;
совершенствовать зрительно- моторную
координацию;
закреплять умение выполнять аппликацию из
сыпучих материалов;
развивать зрительный гнозис, мелкую
моторику, внимание;
воспитывать интерес к деятельности,
самостоятельность, аккуратность.

1

Обведение по контуру,
дорисовывание симметричных
изображений.

Закреплять умение дорисовывать
симметричные изображения, обводить
фигуры по контуру;
развивать межполушарное взаимодействие,
мелкую моторику, точность движений;
воспитывать интерес к образовательной
деятельности.

16

ноябрь

1

Рисование точек и крестиков

1

Рисование коротких
вертикальных и
горизонтальных линий
Рисование длинных
вертикальных и
горизонтальных линий в
чередовании

1

декабрь

1

Рисование наклонных линий.
Закрепление навыков
штриховки

1

Рисование уголков

1

Рисование бордюра

Познакомить детей с тетрадью в клетку;
научить ориентироваться в клетке с
одновременным рисованием точек; развивать
зрительную память, конструктивные навыки,
общую и мелкую моторику
Научить проводить короткие вертикальные
линии по точкам и самостоятельно;
формировать навык ритмичности,
Учить проводить короткие и длинные
горизонтальные линии по точкам и
самостоятельно. Учить выполнять фигуры по
образцу, проводить линии в заданном
направлении. Развивать слуховую память.
Учить рисовать наклонные линии по точкам и
по образцу; учить ориентироваться в
плоскости листа; проводить коррекцию
дизметрии; закреплять знания о
геометрических фигурах.
Закреплять умение рисовать короткие
наклонные линии;
развивать межполушарное взаимодействие,
мелкую моторику, зрительное восприятие,
зрительно- моторную координацию;
Закрепить умение рисовать короткие
наклонные линии;
формировать навык штрихования в заданном
направлении;
создать условия для развития

17

январь

1

Рисование квадратов

1

Рисование прямоугольников

1

Рисование дуг. Штриховка
дугами различных видов

1

Рисование кругов. Штриховка
кругами.
18

межполушарных связей;
развивать мелкую моторику, зрительную
память, зрительно- моторную координацию;
Закрепить навык рисования вертикальных и
горизонтальных линий;
совершенствовать графические умения,
зрительную память;
развивать мелкую моторику, память,
внимание;
воспитывать интерес к образовательной
деятельности;
развивать мелкую моторику.
Формировать умение рисовать
прямоугольники со штриховкой;
закрепить знания детей о геометрических
фигурах, умение штриховать в заданном
направлении;
развивать мелкую моторику, зрительномоторную координацию, мелкую моторику;
воспитывать аккуратность, стремление
довести начатую работу до конца.
Учить детей рисовать дуги по точкам и по
образцам (вниз, вверх); учить внимательно
рассматривать и сравнивать изображения;
развивать ритмичность двигательной
функции кисти, воспитывать аккуратность
Учить детей рисовать круги по точкам и
самостоятельно; развивать внимание,
зрительную память; закрепить навык

февраль

1

Рисование фигур и предметов
из кругов.

1

Рисование узоров из квадратов
и кругов.

1

Рисование ёлочек.

1

Рисование овалов.
Дифференциация круга и
овала.

1

Рисование овалов. Знакомство
с графическими диктантами.

1

Рисование кругов и овалов.
Графический диктант.

19

проведения наклонных линий
Закрепить у детей умение рисовать круги;
учить внимательно рассматривать и
сравнивать изображения предметов;
развивать координацию речи и движения
Закрепить у детей умение рисовать квадраты
и круги. Развивать зрительное внимание и
память. Воспитывать усидчивость и
аккуратность в работе. Развивать творческое
воображение.
Закрепить у детей умение рисовать прямые и
наклонные линии; учить подбирать словаантонимы; согласовывать числительные с
существительными. Развивать зрительное
внимание и память
Учить рисовать овалы в горизонтальном
положении со штриховкой и без неё;
закрепить понятия о геометрических
фигурах; развивать сообразительность,
активизировать словарь.
Формировать умение рисовать овалы в
горизонтальном положении со штриховкой и
без нее;
развивать слуховое восприятие, память,
внимание, графические умения, мелкую
моторику.
Закрепить умение рисовать круги и квадраты,
объединять их в предметы;
развивать пространственное восприятие,
слуховое внимание, конструктивные умения,

март

апрель

1

Рисование фигур из кружков.
Графический диктант.

1

Рисование узоров с
использованием овала.
Графический диктант.

1

Рисование вертушек.
Графический диктант.

1

Рисование палочек с
присоединением уголков.

1

Выполнение упражнения
«Продолжи строчку».
Выполнение узоров.

1

Рисование узоров с
использованием овала

1

Рисование узоров из кругов и
овалов.
20

мелкую моторику, графические умения.
Закрепить умение рисовать круги;
развивать зрительную память, внимание,
мелкую моторику;
воспитывать интерес к деятельности,
аккуратность.
Закрепить у детей умение рисовать прямые и
наклонные линии; учить симметрично
воспроизводить предметы; развивать
конструктивные навыки.
Закрепить навык проведения прямых и
наклонных линий; развивать конструктивные
навыки.
Закрепить у детей умение рисовать овалы и
включать их в различные узоры. Учить
графически воспроизводить направления;
развивать мелкую и общую моторику детей.
Закрепить у детей навык проведения линий в
разных направлениях, учить выполнять
действия по образцу; формировать нажим на
карандаш.
Продолжать формировать у детей умение
рисовать круги и овалы; учить штриховать
предметы в разных направлениях; учить
внимательно рассматривать, сравнивать и
воспроизводить изображения.
Закрепить умение рисовать круги и квадраты,
объединять их в предметы;
развивать пространственное восприятие,

слуховое внимание, конструктивные умения,
мелкую моторику, графические умения;

май

1

Рисование ломаной линии.

1

Симметричное рисование по
клеточкам.

1

Копирование рисунков по
клеточкам.

1

Закрепление сформированных
навыков.

1

Закрепление сформированных
навыков (итоговое)

21

Учить детей проводить прямые ломаные
линии без отрыва; закрепить умение рисовать
прямые и наклонные линии; развивать
внимание, конструктивные навыки.
Учить детей симметрично завершать начатый
рисунок по клеточкам; закрепить основные
виды штриховок; развивать мелкую моторику
руки; координацию движений; развивать
зрительное внимание; ориентировку в
пространстве.
Закрепить у детей умение рисовать круги и
включать их в различные узоры; продолжать
учить графически воспроизводить
направления; закрепить основные виды
штриховки; развивать мелкую и общую
моторику детей.
Закрепить умение работать по образцу при
выкладывании палочек; корректировать
мелкую моторику пальцев рук через
выполнение упражнений, пальчиковых игр;
упражнять в согласовании движений с
текстом; развивать тактильные ощущения
при нахождении предмета на ощупь.
Стимулировать речевое развитие детей путём
активных движений пальцев рук; закрепить
умение составлять графическое изображение
пространственных отношений и

моделировать их в виде рисунка, проводить
кривые, прямые (вертикальные и
горизонтальные) линии по намеченному
контуру.

3.4. Особенности организации мероприятий программы
На занятиях воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают
теоретические знания и практические навыки и умения.
Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий: занятия должны приносить детям радость,
а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнок, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда
он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной
коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
При обучении графическим умениям дошкольников рекомендуется придерживаться следующих правил:
-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев;
-ребенок должен выполнить серию однотипных (с графической точки зрения) упражнений;
-выдерживать длительность графического упражнения 10-12 минут.
На занятиях по данной программе используются преимущественно игровые и интегрированные формы образовательной
деятельности со сквозным сюжетом.
Каждое занятие включает в себя:
22

-дыхательную гимнастику или упражнение на релаксацию, так как они успокаивают и способствуют концентрации внимания;
-пальчиковые игры с предметами и без них или самомассаж, они необходимы для того, чтобы разогреть мышечный аппарат
кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;
-глазодвигательные упражнения для профилактики нарушения зрения и расширения объема зрительного восприятия;
-динамическую паузу для снятия напряжения мышц плечевого пояса;
-упражнения на развитие высших психических функций;
-упражнения на формирование навыков ориентировки в пространстве.

3.5. Кадровые условия реализации
Реализацию программы осуществляет учитель-дефектолог: Ярина Наталья Вячеславовна
3.6. Финансовые условия реализации
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».