Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад комбинированного вида № 203
Утверждаю:
и. о. заведующего МБДОУ
комбинированного вида № 203
___________________/Н.А. Смолякова
Приказ №
«
»
20____г.
Принято:
педагогическим советом
протокол №
от «
»
20___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по сенсорному развитию «Волшебный мир»
Согласовано
Советом родителей
протокол № _____
от «
»
20______г.
Екатеринбург, 2025
№
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Перечень нормативных и нормативно - методических документов, как основа для разработки программы.
Цели и задачи программы.
Принципы и подходы к программе.
Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей.
Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия с семьей
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Распорядок и режим дня.
Особенности организации мероприятий программы
Кадровые условия реализации
Финансовые условия реализации
2
Стр.
3
4
4
6
7
12
13
0
20
22
22
24
26
27
28
37
37
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Актуальность программы
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается с готовыми к функционированию
органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие
осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления
о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.,
развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, что является составной
частью в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных
способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет
жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих
условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться
нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка с ограниченными возможностями
здоровья посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Рабочая программа по сенсорному развитию предназначена для организации образовательной деятельности с воспитанниками,
имеющими ограниченные возможности здоровья.
1.1.1. Перечень нормативных и нормативно - методических документов, как основа для разработки программы.
Дополнительная общеразвивающая программа кружка для детей дошкольного возраста (4-7 лет) на 2025-2026 год (далее ДОП
кружок «Волшебный мир») составлена в соответствии с:
3
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-ФЗ
- ФГОС ДО, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№1155
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
- Уставом МБДОУ.
1.1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья целенаправленного
восприятия цвета, формы и величины, предметных представлений, ориентировки в пространстве, зрительного внимания,
аналитико-синтетической деятельности
Задачи:
- Учить детей способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине.
- Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.
- Развивать у детей аналитическое восприятие через дидактические игры: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
1.1.3. Принципы и подходы реализации образовательной деятельности.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведённая перед началом занятий по программе, позволяет
индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребёнка.
- Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.
- Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к
действию.
- Принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает
умственную активность детей.
- Принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей.
4
- Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.
- Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
- Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей
раннего возраста.
1.1.4. Значимые характеристики в том числе характеристики особенностей развития детей.
Этапы сенсорного развития дошкольников:
Первый этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг,
квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию
формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика
спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький»,
«высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
Второй этап (4–5 лет). На этом этапе ребёнок углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует
понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по
форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
Третий этап (5–7 лет). В этом возрасте ребёнок умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и
называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму,
разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.
Дошкольники (4–5 лет)
В игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей. Рисунки детей от 4 до 5 лет
становятся более детализированными и конкретными. Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже
одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации. Навыки
конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия. На данном этапе
5
усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не
просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или
иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет,
размер, форма). Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» —
«дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д. Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается
произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию
других людей, персонажей сказок и мультфильмов.
Дошкольники (6–7 лет)
Ребенок становится более внимательным. Он уже может управлять своим вниманием и взором. Но в то же время такие дети еще не
способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме.
Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока
не умеет проникать в суть вещей.
Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например,
«поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно
целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на
данном этапе.
Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом
воспринимают большие отрезки времени.
Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольный период жизни имеет свои
качественные особенности. С точки зрения физиологии зрительный и слуховой анализаторы практически сохранены, в большей
степени нарушается процесс восприятия: нарушается его точность, уменьшен объем и снижается темп. В большой степени
снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затрудняется исследовательно-ориентировочная деятельность, которая
направлена на исследование и фиксацию свойств и качеств предметов.
Анализирующее восприятие ослаблено, дошкольник затрудняется в выделении основных составных частей предмета,
определении их пространственного взаимного расположения. Недостаточность тактильно-двигательного восприятия оказывает
влияние на формирование способности воспринимать целостный образ предмета, оно происходит в более медленном темпе и
6
находит свое выражение в затруднении определять и узнавать предметы на ощупь, в так называемом недостаточном умении
различать тактильные и кинестетические ощущения (температуру, фактуру материала, свойства поверхности, форму, величину).
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чаще всего зрительное восприятие отстает в своем развитии при
наличии нарушений в речи, данная психическая функция характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа
предмета. Дети в усложненных условиях воспринимают образ предмета, испытывая при этом такие трудности как: увеличение
времени для принятия решения, неуверенность в правильности своих ответов и ошибки при опознании.
У детей с ЗПР, ТНР, УО и интеллектуальными нарушениями все анализаторы в норме. Поэтому можно использовать все
виды восприятия для познания мира вокруг. Проблема таких детей в незрелости мозга, его неспособности переработать и
сохранить полученную информацию в полном объеме. Поэтому с такими детьми важно проговаривать все, что он видит, слышит,
чувствует. Задавать ему уточняющие вопросы. Обращать его внимание на то или иное событие, свойство предмета или явления и
пр. Кроме того, для ребенка с ЗПР, ТНР, УО и интеллектуальными нарушениями, необходимо гораздо большее количество
повторений при изучении, осмыслении и запоминании чего-либо. Разница между развитием детей с ЗПР, ТНР, УО и
интеллектуальными нарушениями в том, что дети с задержкой развития со временем развиваются до возрастной нормы. Дети же с
УО достигают своего развития до определенного уровня, в зависимости от степени нарушений.
1.2. Планируемые результаты
- развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе
формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положение в
пространстве и времени.
- проявляет интерес к окружающим предметам, активно действует с ними, исследует их свойства. Выполняет орудийные действия
– использует бытовые предметы с учетом их функций, может использовать предметы в качестве орудий в проблемных ситуациях.
- овладевает поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием, на основе
практической ориентировки в свойствах предметов подбирает по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. п.), величине
(ориентируясь на недифференцированные параметры: (большой – маленький), идентифицирует цвет предмета с цветом образцаэталона, может назвать один-два цвета. Ориентируется в количестве (один– много). Действия со знакомыми предметами может
выполнять на основе зрительного соотнесения.
7
- ребенок готов к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Стремится к общению со взрослыми, к
активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно. Сотрудничает со взрослым в предметнопрактической и игровой деятельности. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями, подражает им.
- начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых и игровых действиях, стремится к результату в своих действиях.
- осваивает простейшие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего
времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.
- включается в диалог – отвечает на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические,
использование паралингвистических средств). Стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия.
Подражает жестам и мимике взрослого.
- положительное эмоционально реагирует на музыку. Воспроизводит темп в движениях под музыку. Проявляет интерес к
изобразительным средствам. Осваивает элементарные изобразительные навыки (точки, дугообразные линии). Может
сосредоточиться и слушать стихи, песни, короткие сказки, эмоционально на них реагировать.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Структура занятия:
1.
2.
3.
4.
Приветствие.
Игровое задание, направленное на развитие ребенка.
Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.
Подведение итогов, рефлексия.
8
2.2. Описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для осуществления поставленных задач применяются такие методы работы как:
- игры, игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
- дыхательные упражнения;
- коммуникативные игры;
- релаксационные упражнения;
- наблюдения, беседы;
- песочная терапия;
- музыкотерапия со звуками природы и животных.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность
играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником
эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
- самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать
ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов
деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные
задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на
детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна
обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
9
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.4. Особенности взаимодействия с семьей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания
успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками
воспитательного процесса выступают все члены семьи. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития.
Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное
отношение.
Важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая
грамотность, как воспитателя, так и родителей. В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у
всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний.
Взаимная деятельность родителей и педагогов направленна:
-на создание в группе условий для обогащения сенсорного опыта детей;
-разработку и использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, ориентированных на обогащение слухового,
обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей;
-на возможность знакомства родителей со способами обогащения сенсорного опыта детей.
Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Работу с родителями
следует строить, придерживаясь следующих этапов:
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое
сотрудничество.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им
знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное
содержание работы, выбираются формы сотрудничества:
10
- коллективные;
-индивидуальные;
-наглядно-информационные;
-информационно-коммуникационные.
Так как целью работы с семьёй является повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли
сенсорных игр в развитии воспитанников и привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству, то педагоги
используют различные формы и методы:
- беседа;
- консультации;
- родительское собрание;
- анкетирование;
- стенды (уголок родителей);
- памятки;
- официальный сайт ДОО.
Родители должны знать, как организована предметно-развивающая среда по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ не только в ДОО,
но и в семье. Для этого можно предложить картотеку игр в домашних условиях:
- игры с прищепками;
- игры с крупами;
- игры с подручными материалами;
- пальчиковые игры;
- игры с песком и водой и т.п.
Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к
переходу их на следующую возрастную ступень.
11
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение:
- карточки с упражнениями: «обводилки», «копирование рисунков», «продолжение узоров», «рисование по клеточкам»,
«дорисовывание», «штриховки»;
- раскраски, трафареты с различным наполнением (крупы, песок, наждачная бумага), счетные палочки, карандаши, фломастеры,
пластилин;
- природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, губки, цветные клубки нитей
для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-счетные палочки для выкладывания узоров;
-проволочки для создания узоров и фигурок, пипетки;
-разрезные картинки.
Материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, в соответствии с интересами, выбирать игры, задания,
пособия для деятельности, воспроизводить то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, проявить свое
творчество, реализовать замыслы. Содержание периодически меняется, цели и задачи занимательных игр и упражнений по
развитию графомоторных навыков усложняется.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.- М.:Владос, 2019.-с.112
2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.- М.:Владос, 2019.-с.111
3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических
психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
12
4. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических
навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007- 120с.
6. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с
речевыми нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
7. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми
нарушениями. -М: ГНОМ и Д., 2007.
8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. -Ростов н/Д: Феникс, 2018
9. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями. -Ростов н/Д: Феникс, 2019.
3.3. Распорядок и режим дня
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия соответствует возрастным нормам детей:
- дети 6-го года жизни – 2 раза в неделю по 25 минут.
– дети 7-го года жизни – 2 раза в неделю по 30 минут.
День недели
вторник
четверг
Расписание занятий кружок «Волшебный мир»
с воспитанниками МБДОУ-детский сад комбинированного вида №203 на 2025-2026 уч. год
Время проведения
Возрастная группа
Место проведения
18.00 - 18.25
группа компенсирующей
кабинет дефектолога
18.35 - 19.05
направленности
группы № 3
18.00 - 18.25
группа компенсирующей
направленности
18.35 - 19.05
13
кабинет дефектолога
группы № 3
Учебный план на 2025 – 2026 образовательный период
месяц
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Итого:
Кол-во периодов в неделю/минуты
дети 6-го года жизни
дети 7-го года жизни
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
7/175
7/210
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
8/200
8/240
63/1575
63/
Перспективный план работы по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебный мир»
МЕСЯЦ
ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных
Игры и игрушки в сенсорном уголке
эталонов цвета, формы посредством дидактического
материала на начало года.
3 неделя
«Игры с
пирамидками»
Учить детей чередовать предмет по величине.
Пирамидка из 3-4 колец,
двухместная матрешка
4 неделя
«Нарядим
солнышко»
Развитие сенсорного восприятия, формирование
зрительно-моторной координации на основе
действий с предметами.
Изображение солнца с «открытыми глазами»,
лучики по цвету и бантики
«Красный, желтый,
Учить различать, называть и показывать картинки
Изображение предметов (игрушки, цветы,
СЕНТЯБРЬ
1- 2 неделя
ОКТЯБРЬ
14
1 неделя
синий, зелены»
по цвету предметов, развивать сенсорные
способности детей.
одежда разных цветов
2 неделя
«Спрячемся от
дождика»
Воспитывать умение у детей группировать
предметы по цвету и по форме.
Изготавливаются геометрические фигуры
и рисунки разноцветных зонтиков,
геометрические фигуры разных цветов.
3 неделя
«Волшебное поле»
Развитие умения узнавать и называть цвета.
4 неделя
«Большой,
поменьше и
маленький»
«Мамы и их
детѐныши»
Определить величину предмета
Фланелеграф, три квадрата убывающей
величины. Круг с изображением 4 основных
цветов, и стрелкой в верху, карточки основных
цветов
Набор геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник)
Формировать умения определять размер предмета в
сравнении с образцом и по представлению,
упорядочивать предметы по размеру
Резиновые игрушки разных размеров (мамы и
детеныши)
2 неделя
«Загадочные
пуговки»
Развитие умения узнавать и называть
цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Полотно разделенное на 4 сектора разного
цвета, 4 пуговки, соответствующие
определенному цвету сектора
3 неделя
«Чудесный
мешочек»
Формировать умение узнавать и называть
предметы; развитие речи
Мешочек с предметами разной формы
4 неделя
«Башня»
Продолжать ознакомление способом соотнесения
предметов по величине (наложение приложение).
Фланелеграф, три квадрата убывающей
величины.
«Составь фигуру»
Уточнять представления о форме, цвете, размере,
Разрезные картинки
НОЯБРЬ
1 неделя
ДЕКАБРЬ
15
1 неделя
развивать воображение, мелкую моторику.
2 неделя
«Ленточки для
кукол»
Учить фиксировать внимание на величине
предметов и формировать простейшие приемы
установления тождества и различия цвета
Коробка с лентами различной длины и цвета,
большие и маленькие куклы
3 неделя
«Разложи по
коробочкам»
Фиксировать внимание детей на цветовые свойства
предметов.
Разноцветные коробочки, фигурки желтого и
зеленого цветов.
4 неделя
«Укрась ѐлочку»
Способствовать освоению геометрических фигур
как эталонов формы
Геометрические фигуры разной формы
ЯНВАРЬ
1 неделя
«Нанизывание на
стержень колец,
убывающих по
величине».
Учить простым действиям с предметами (снимать и
нанизывать кольца), обогащать зрительно –
осязательный опыт
Коническая пирамидка из пяти колец
2 неделя
«Забавные
прищепки»
Учить детей правильно брать и открывать
прищепку, находить ее местоположение по цвету
Прозрачная емкость, по краю которой
наклеены цветные полосы, набор цветных
прищепок.
3 неделя
«У куклы Кати в
гостях»
Продолжать учить детей различать геометрическую
фигуру (круг), предметы круглой формы
Круглые предметы ( колесо, мяч ).Разрезные
картинки с круглыми предметами
4 неделя
«Выбери пуговки»
Воспитывать умение группировать предметы по
величине.
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы
разные по величине (большие и маленькие)
16
«Нанизывание бус
разной формы».
Продолжать учить чередовать предметы по форме,
воспитывать желание делать приятное для других
(кукол, собачек).
5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого
ребенка.
2 неделя
«Веселый
грузовик»
Формировать представление о форме, величине
предметов.
Различные геометрические цветные фигуры (
круги, квадраты, большие и маленькие
прямоугольники).
3 неделя
«Палочки цветные» Фиксировать внимание детей на цветовых
свойствах игрушек, формировать простейшие
приемы установления тождества и различия цвета
однородных предметов.
Палочки красного, желтого, зеленого, синего
4 неделя
«Закрой окошки»
Учить детей соотносить предметы по форме и цвету
одновременно.
4 домика разных цветов, с вырезанными в них
геометрическими фигурами (окошечки).
МАРТ
1 неделя
«Матрешки»
Продолжать учить детей сопоставлять предметы по
величине, учить совмещать узор, ориентироваться
на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше,
большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд
4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 –
нет).
2 неделя
«Привяжем к
шарику ниточку»
Группирование предметов по цвету.
Разноцветные кружочки (овалы) , палочки
таких же цветов.
3 неделя
«Найди
подходящую
заплатку»
Продолжать учить находить идентичные
геометрические фигуры(плоскостные и объемные).
Геометрические фигуры.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
17
4 неделя
«Подбери чашки к
блюдцам»
Продолжать учить детей различать цвета и
использовать названия цветов в речи. Развивать
мелкую моторику, внимание.
Наборное полотно, блюдца и чашка разных
цветов.
АПРЕЛЬ
1 неделя
«Светофор»,
«Мишка».
Можно использовать упражнения с пробками
закручивают пробки от пластиковых бутылок к
их горлышкам.
2 неделя
«Забавные
прищепки»
Продолжать побуждать ребенка к самостоятельной
деятельности; формировать цветовое
представление, выработать навык завинчивания
крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику,
связную речь.
Продолжать учить детей правильно брать и
открывать прищепку, находить ее местоположение
по цвету.
3 неделя
«Разрезные
картинки»
Продолжать учить детей собирать целое из частей.
Разрезные картинки из 4-х частей.
4 неделя
«Красивые узоры».
Большие и маленькие круги квадраты, чистые
полоски бумаги.
МАЙ
1 неделя
«Найди и назови».
Закрепить умение соотносить предметы по
величине,
учитывать величину в своих действиях, развивать
внимание.
Закрепить умение находить геометрическую фигуру
определенного размера и цвета.
2 неделя
«Оденем куклу»
Закрепить подбор к образцу парных предметов
одного цвета.
Кукла, варежки красного и синего цветов.
18
Прозрачная емкость, по краю которой
наклеены цветные полосы, набор цветных
прищепок.
Математическое лото
3 неделя
«Укрась бабочку»
Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о
понятия много - один, большой - маленький.
Развивать мелкую моторику.
Бабочки разных цветов, вырезанные из
картона, круги разных размеров и цветов.
4 неделя
«Раскладывание
цветных фишек»
Закрепить знания детей соотносить предметы по
цвету, закреплять слова цвет, такой, не такой,
разные.
По 5 фише каждого из перечисленных цветов
на каждого ребенка, 4 мисочки каждого цвета.
3.4. Особенности организации мероприятий программы
На занятиях воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают
теоретические знания и практические навыки и умения.
Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий: занятия должны приносить детям радость,
а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнок, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда
он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной
коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
При обучении графическим умениям дошкольников рекомендуется придерживаться следующих правил:
-при выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев;
-ребенок должен выполнить серию однотипных (с графической точки зрения) упражнений;
-выдерживать длительность графического упражнения 10-12 минут.
На занятиях по данной программе используются преимущественно игровые и интегрированные формы образовательной
деятельности со сквозным сюжетом.
Каждое занятие включает в себя:
19
-дыхательную гимнастику или упражнение на релаксацию, так как они успокаивают и способствуют концентрации внимания;
-пальчиковые игры с предметами и без них или самомассаж, они необходимы для того, чтобы разогреть мышечный аппарат
кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;
-глазодвигательные упражнения для профилактики нарушения зрения и расширения объема зрительного восприятия;
-динамическую паузу для снятия напряжения мышц плечевого пояса;
-упражнения на развитие высших психических функций;
-упражнения на формирование навыков ориентировки в пространстве.
3.5. Кадровые условия реализации
Реализацию программы осуществляет учитель-дефектолог: Ярина Наталья Вячеславовна
3.6. Финансовые условия реализации
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
20