ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ

01.01.2017

Игры – импровизации.

Игры-импровизации направлены на развитие воображения у детей. Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Стремление обеспечить условия для реальной готовности детей к участию в музыкально-сценической деятельности привело нас к созданию нескольких форм организации работы воображения, названных нами мимическими, пластическими, музыкально-двигательными, интонационно-речевыми и темброво-имитационными импровизациями.

Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. Для этого у детей, прежде всего, необходимо формировать первоначальные представления о природе человеческой мимики с помощью психофизической активизации лицевых мышц. После этого детям можно давать задания на развитие творческого воображения средствами мышц лица. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».

Пластические импровизациями — это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук), осанка, поза, походка. Активное включение воображения предполагают игры на закрепление представлений о выразительных возможностях пластики. Среди них «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».

Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - ­двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т.д.). На музыкально-двигательные импровизации направлены игры «Семечко», «Волшебное гнёздышко», «Музыкальный портрет», «Киндер-сюрприз».

Интонационно-речевые импровизации развивают умение сопереживать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, а также выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т.д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т.д.). Интонационно-речевые импровизации лежат в основе таких предлагаемых игр, как «Перепревращения», «Интересно об известном», «Театр слова».

Темброво-имитационные импровизации представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т.д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т.д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».

«Наши настроения»

Педагог рассказывает детям о том, что всё, что человек чувствует, обязательно отражается на его лице. Наглядным материалом игры выступает карта с зарисовками выражений лица человека: «счастье», «уныние», «удивление», «покой», «злость» и т.д. С каждой зарисовкой дети знакомятся отдельно. Рассматривая, например, «удивление», дети с педагогом выясняют положение на этом рисунке бровей, глаз и губ. Можно задать такие вопросы: «Удивлялись ли сегодня твои брови и чему?», «Удивлял ли ты мамины глазки и чем?», «Может ли твой ротик удивиться отдельно от бровей и глаз и почему?» и т.д.


После знакомства с зарисовками выражений лица человека можно эти настроения перевести в схематическое изображение.


«Эмоциональная угадайка»

Педагог загадывает какое-либо настроение из тех, что представлены на карте с зарисовками выражения лица человека («счастье», «уныние», «удивление», «покой», «злость» и т.д.) Описывает ситуацию, связанную с этим настроением, не произнося его самого. Дети должны догадаться, о чём идёт речь, и указать на соответствующую карточку. Ситуации можно предлагать детям в форме стихотворений, например, A.JI. Барто:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок. (ГРУСТЬ)

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме. (РАДОСТЬ)

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать.

Только слон не хочет спать. (ПОКОИ)

«Весело - грустно»

Хорошо освоив все схематические зарисовки выражений лица человека (игры «Наши настроения» и «Эмоциональная угадайка»), педагог предлагает детям выбрать из них как можно больше контрастных пар: веселье - грусть, злость - испуг, хвастовство - скромность и т.д. Важно поощрять самые необычные сочетания, предлагаемые детьми. Главное условие: дети должны обосновать, почему именно эти настроения выбраны в паре. Например, «когда один человек злится на другого человека, то тот другой сразу же пугается» или «хвастать не хорошо, хорошо быть скромным» и т.д.

«Дружные настроения»

С настроениями можно играть и по-другому. Дети пробуют объединить все родственные настроения в одну цепочку. Например, «счастье-удовольствие-веселье», «уныние-грусть-обида» и т.д.

«Чудо-голова»

Педагог предлагает детям представить себя в виде огромной чудо - головы без рук и без ног (можно показать иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). У этой чудо-головы есть только очень выразительное и подвижное лицо.

И вот однажды утром чудо - голове ...


На брови села бабочка - думала, качели...

Мы покачали бабочку бровями, как сумели.

(работают мышцы лба)

Комар у носа вертится, сесть на нос хочет нам.,

А нос на это сердится: «Сесть на себя не дам!»

(работают мышцы вокруг носа)

По губам ползёт букашка, перепутав их с ромашкой.

Нужно губы нам сомкнуть и букашку с губ стряхнуть!

(работают мышцы губ с закрытым ртом)

Решила чудо-голова пропеть какие-то слова,

Активно открывает рот, но ... не слышно, что поёт.

(работают нижняя челюсть и мышцы губ с открытым ртом)

«Говорящее лицо»

Для артиста очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Лицо может быть выразительным в том случае, если, глядя на него, зрителю всё становится понятно и без слов. Помня о том, что любое настроение человека можно определить по его выражению лица, ребёнок пробует предлагаемые педагогом ситуации выразить с помощью своей мимики (положение бровей, губ, выражение глаз, наклон или поворот головы), с помощью эмоциональной реакции ребёнка. В игре можно использовать стихи:

Мы за солнышком следим,

На него всегда глядим:

Если солнце в небе светит,

Кто же это не заметит?.. (радость)


Если солнца в небе нет,

То грустит весь белый свет... (унынье)

Как-то утром — во дела! –

Солнца вышло сразу два! (удивление)

Непонятное кино!

Солнце быть должно одно!

Только вот кроту обидно, (досада)

Солнышко ему не видно

Ни одно, ни два, ни три.

Так обидно, хоть реви!

Вдруг по небу к нам плывёт

Синей тучей кашалот.

Он свою разинул пасть, (тревога)

Хочет солнышко украсть.

Очень страшно солнцу стало, (испуг)

Нас помочь оно позвало.

Солнце выкрасть не дадим, (угроза)

Тьме дорогу преградим,

Туче очень громко скажем:

«Мы тебя сейчас накажем!»

Злобный синий кашалот

Станет вдруг наоборот

Доброй синей птицей счастья.

Птице дружно скажем: «Здрасьте!»

«Волшебные руки»

Педагог объясняет детям, что иногда очень выразительные руки могут многое рассказать без слов. Для этого достаточно лишь пофантазировать и представить, что руки вдруг превратились ... в ветерок, в морскую волну, в самолёт и т.д. Игра детям понравится больше, если она будет проходить в поэтизированной форме, например:

Птица счастья прилетела,

Покружилась, тихо села (руки имитируют широкий

размах крыльев большой,

красивой, доброй птицы).

Вот змея, как лента вьётся (руки имитируют ползущие движения змеи)

Птичка на свободу рвётся (руки имитируют мелкие и суетные

устремления маленькой птички)

Ветер весело резвится (руки имитируют весёлые порывы ветра, то

успокаивающиеся, то вновь полные озорства)

Самолёт по небу мчится (руки имитируют уверенное движение по небу

«стальной птицы»)

К берегу спешит волна,

Поднимая ил со дна (руки имитируют игривые, то набегающие, то

откатывающие морские волны)

И цветывдруг распустились (руки имитируют цветы: их пробуждение

или их качание на ветру и т.д.)

Почки вербы распушились (внимание детей с рук переключается на

пальцы, к фантазированию руками

добавляются более мелкие движения

пальцев)

Вот и бабочка-краса

Полетела в небеса (пальцы и руки имитируют лёгкое, воздушное

порхание бабочки)

В норке ёжик спать прилёг (пальцы и руки имитируют движения

колючего ёжика)

Колокольчика цветокХочу такой сайт

Звонко песенку запел (пальцы и руки имитируют звонкий колокольчик на

ветру)

Даже рак не утерпел –

Эту песню услыхал

И клешнями замахал (пальцы и руки имитируют рака)

В тени задумался паук:

Восемь ног иль восемь рук? (пальцы и руки имитируют движения паука)

Таким образом, к концу игры у нашей «чудо - головы» постепенно появилось всё: руки, пальцы и даже ноги.

«Заколдованные шаги»

Педагог объясняет детям, что для того, чтобы «превратиться» в кого- то другого, нужно изменить не только выражение лица и движения рук, но и походку. По просьбе педагога дети представляют себя в различных образах (часы, лягушка и др.). Подключая специфические движения ног и особенности походки, нужно выразительно представить эти образы в различных ситуациях и обстоятельствах. Игра проходит в поэтизированной форме:

На болоте ходят цапли:

«Ключевой воды бы каплю!» (дети шагают так, как, по их

представлениям, может по болоту

передвигаться цапля)

Рядом прыгают лягушки,

Глазки есть, а где же ушки? (дети имитируют скачущие движения

лягушек, которые могут взаимодействовать

друг с другом)

Нам часы «тик-так» поют.

В ногу с временем идут (подключая движения рук, головы, ног, дети

«превращаются» в часы)

Лучшая мячу работа -

Это прыгать без заботы (дети имитируют разнообразные движения мяча:

прыгающие, катающиеся и проч.)

Прибыл с полюса пингвин,

Много нас, а он один (дети имитируют движения пингвина)

«Кто я есть?»

Дети делятся на две равные по количеству участников команды. Участники первой команды, договорившись между собой, выбирают какое- либо растение, например, шиповник, одуванчик, ромашка (или животное (например, кенгуру, жираф, обезьянка), или предмет домашнего обихода (например, вилка, молоток, расчёска), или канцелярский предмет (например, ластик, точилка, карандаш). Затем они продумывают, как можно с помощью мимики, жестов и движений показать этот образ участникам противоположной команды, чтобы те без слов догадались. После этого один из участников первой команды (по выбору самих детей) без слов с помощью актёрских выразительных средств (мимика, пластика, жесты, движения) объясняет загаданный образ участникам противоположной команды:

Кто я есть — я не скажу,

кто я есть — я покажу.

Мой секрет скорей раскрой —

Угадай - кто я такой?

Если участники отгадывающей команды затрудняется с ответом, то они задают вопрос, на который участники загадывающей команды могут ответить лишь «да» или «нет». Далее команды меняются местами: «загадку» загадывает вторая команда первой. Выигрывает та команда, которая задала меньше вопросов команде противников.


«Что мы делаем?»

Дети делятся на две равные по количеству участников команды. Участники первой команды, договорившись между собой, придумывают какое-либо действие, совершаемое дома (чистить зубы, наливать и пить чай, читать книжку, гладить котёнка, укладывать спать куклу), либо на улице летом (купаться, собирать цветы, ловить сачком бабочек/кузнечиков, играть с цветком одуванчика, гадать на ромашке), либо зимой (играть в снежки, кататься на коньках, смотреть через замороженное окно на улицу, ловить снежинки, согреваться движениями от холода) и т.д.

Затем они продумывают, как можно с помощью актёрских выразительных средств (мимика, пластика, жесты, движения) показать этот образ участникам противоположной команды, чтобы те без слов догадались. После этого выбирается столько человек, сколько нужно для выразительной демонстрации действия (один или несколько):

Что мы делаем — не скажем,

Лучше вам мы всё покажем!

Дайте нам скорей ответ:

Вам понятно или нет?

Как и в предыдущей игре, если участники отгадывающей команды затрудняется с ответом, то они задают вопрос, на который участники загадывающей команды могут ответить лишь «да» или «нет». Далее команды меняются местами: «загадку» загадывает вторая команда первой. Выигрывает та команда, которая задала меньше вопросов команде противников.

«Семечко»

Дети слушают рассказ о том, что однажды на спящее в земле семечко попала дождевая капля. Семечко стало разбухать от влаги, из него пробился росток, который через некоторое время превратился в некое растение. Это может быть подсолнух, колокольчик или просто колосок. А может и колючий кактус:

Дождик землю поливает,

Влагой семечко питает.

Вот проклюнулся росток...

Что же это за цветок?

Для каждого растения (с помощью концертмейстера или используя фонограмму) дети выбирают музыкальную зарисовку (например, для колокольчика). С детьми обязательно обсуждается, почему та или иная музыкальная зарисовка подходит для этого образа. Например, «эта музыка подходит для колокольчика, потому что она звонкая», «потому что она такая же весёлая как колокольчик», «потому что она также дрожит от ветра» и т.д.

Затем педагог просит детей (по одному или сразу нескольких желающих) попробовать перевоплотиться («превратиться») в образ колокольчика, используя соответствующие, по их мнению, выражение лица, жесты, движения корпуса и ног. Педагог вместе с детьми выявляет удачные находки.

«Волшебное гнёздышко»

Дети слушают музыкальные пьесы и, выбирая для каждой какой-либо образ (лиса, медведь, кенгуру, лебедь и т.д.), объясняют свой выбор. Например, «музыка хитрая и мягкая, как лиса», или «музыка тяжёлая и неуклюжая как будто медведь идёт», или «музыка прыгает с места на место, как кенгуру», или «музыка плывёт будто лебедь» и т.д. Наиболее удачные находки детей отмечаются.

Затем педагог предлагает детям (по одному или группой) попробовать, прислушавшись к музыке, «превратиться» в тот или иной музыкальный образ, используя соответствующие мимику и жесты: ковёр, на который садится ребёнок, превращается в волшебное гнёздышко, а сам ребёнок - в яичко, из которого должен проявиться необыкновенный обитатель этого гнёздышка (лиса, медведь, кенгуру, лебедь и т.д.).

Гнёздышко волшебное...

Странное яичко...

Кто сейчас появится:

Волк или лисичка,

Зайчик или ёжик?..

Кто в яичке всё же?

«Музыкальный портрет»

Педагог предлагает детям прослушать музыкальные пьесы, представляющие портреты-зарисовки некоего характера. Это пьесы из сборника И.Смирновой «Забавные портреты»: «Плакса», «Засоня», «Забияка», «Озорник» и др. Дети сопоставляют изображаемый характер с выразительными особенностями музыки (темп, динамика, штрихи и др.), а затем эти выразительные музыкальные особенности с выразительными мимико-пластическими возможностями.

Далее кто-либо из детей (или несколько желающих детей) с помощью мимики и пластики пробует «поиграть» в один из характеров. Для комфортности молено создать детям некую обстановку для выполнения действий с помощью сценических атрибутов: кубов, стульев, стола или ширмы.

«Киндер - сюрприз»

Дети очень любят киндер-сюрпризы. Ведь они скрывают от детей приятные тайны. Педагог предлагает поиграть в необычные киндер- сюрпризы. Необычность заключается в том, что сюрприз будет скрываться в музыке. Для игры как нельзя лучше подходит цикл пьес В.Калистратова «Картины русских сказок», где каждая пьеса «рисует» какого-либо сказочного персонажа: Царевна-Лебедь, Баба-Яга, Жар-птица, Иванушка. Выявляя изобразительные особенности конкретной пьесы, дети сопоставляют их с характерными движениями сказочных персонажей. По желанию дети (по одному или сразу несколько) под музыку конкретной пьесы из киндер-сюрприза пробуют «превратиться» в того или иного сказочного героя, используя выразительные движения лица и тела (мимика, пластика), соответствующие этому образу.


«Перепревращения»

Игра имеет литературную основу. Это может быть любое стихотворение от какого-либо конкретного лица, например, от лица «зайчика»:

Я всё по лесу скакал,

Круглый год беды не знал.

Был зимой я белым гнетом,

Ну а серым буду летом.

Стихотворение разучивается с детьми, после чего педагог просит кого-либо из детей продекламировать стихотворение с интонациями, характерными для зайчика, а именно легко, беззаботно, весело. Но это только превращение.

Перепревращение заключается в том, что образу зайчика задаётся не характерное для него настроение и состояние. В случае перепревращения ребёнок пробует рассказать стихотворение от имени зайца то хвастливого, то трусливого, то рассерженного, то мечтательного и т.д. При этом поощряются не только интонационно-речевые импровизации, но и двигательно­мимические.

Можно предложить детям следующие варианты стихотворений:

Дую, дую на просторе: До зари я утром встал,

На полях, в лесу и в море. Встрепенулся и сказал:

Гну деревья до земли, «Эй, засони, хватит спать!

Подгоняю корабли. День пришёл, пора вставать!»

(Ветерок) (Петушок)

«Интересно об известном»

В основе игры лежит какое-либо хорошо знакомое детям стихотворение, написанное от лица автора. Это стихотворение нужно рассказать так, чтобы всем было интересно его слушать. Для этого придумываются различные воображаемые ситуации (т.н. «предлагаемые обстоятельства»), в рамках которых разворачиваются события стихотворения. Кто-либо из детей по желанию рассказывает это «старое» стихотворение на «новый» лад, используя выразительные возможности своего голоса (темп, динамика, высота, а также звукоподражание).

Можно, например, предложить детям стихотворение В.Степанова «Почему не спят котята?»

«Театр слова»

Игра основывается на любом известном детям стихотворении, где в диалог вступают несколько персонажей. Как и в предыдущей игре, дети вместе с педагогом придумывают различные воображаемые ситуации, в условиях которых для каждого персонажа выбираются характер, настроение, поведение. Дети распределяются по ролям. Далее разыгрывается этюд- сценка.

Можно предложить детям стихотворение В.Медведевой «У меня кругом друзья» или А.Усачёва «Жужжащие стихи».

«Театр музыкального звука»

Педагог предлагает детям послушать стихотворение. После вопроса педагога «Если бы стихотворение ожило, то какие бы звуки мы могли бы услышать?», дети перечисляют «звуки стихотворения». Затем из многочисленных детских музыкальных инструментов они выбирают те, тембры которых могут взять на себя «роль» того или иного звучащего образа. Дети вместе с педагогом обсуждают выразительные возможности выбранных инструментов для «музыкальной театрализации» этих образов. Распределив «роли», дети озвучивают стихотворение, которые вновь читает педагог.

Для музыкальной театрализации можно взять следующие стихотворения: А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Зимняя дорога», А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер», «Ласточки пропали», С.А.Есенин «Ночь», Я.Л.Аким «Песенка в лесу», Ф.И.Тютчев «Как весел грохот», «В небе тают облака», Н.М.Языков «Буря».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».