ЧТОБЫ ТАНЕЦ БЫЛ КРАСИВЫМ

01.01.2017

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

(По материалам книги М.А. Михайловой, Н.В. Ворониной

«Танцы, игры, упражнения для красивого движения»)

1. ЧТОБЫ ТАНЕЦ БЫЛ КРАСИВЫМ

В плясках, играх дети используют множество разнообразных движений. Так же, как тренируются руки для игры на инструменте и голос для пения, так и движение должно совершенствоваться для более выразительной передачи характера музыки.

Педагогу всегда следует помнить, что ни одна игра, ни одна пляска не будут исполнены выразительно и качественно, если дети двигательно к ней не подготовлены. Прежде чем включать то или иное движение в танцевальную композицию, его необходимо отработать в предварительных образных упражнениях.

Предлагаемые ниже движения помогут педагогу научить ребенка исполнять танцы, игры, согласовывая их содержание с характером музыкального сопровождения.

«ВЕСЕЛЫЙ КАБЛУЧОК»

(движения для ног)

Притоны – одно из основных движений танцев. Они соответствуют веселой, плясовой музыке и передают ее ритмический рисунок. При энергичных сильных притонах ногу следует поднимать выше и быстрее (как бы отталкиваясь от пола). Колено опорной ноги может слегка пружинить.

«Я НАСТОЙЧИВАЯ»

Притоны одной ногой под силу даже самым маленьким детям. В веселой пляске они хорошо активизируют малышей. Надо следить, чтобы при повторении пляски дети поменяли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед. Руки при выполнении этого движения следует ставить кулачками на пояс. Это помогает сохранить хорошую осанку.

«Я ВЕСЕЛАЯ»

Переменные притоны выполняются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной: на «раз» – топнуть чуть впереди себя; на «два» – приставлять ногу к опорной ноге; потом то же с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более недвижно могут исполняться притоны. Чтобы не потерять равновесие, не следует выносить топающую ногу далеко вперед, необходимо ставить ее рядом с опорной. Корпус во время движения следует держать прямо.

«ТОПОТУШКИ - РАССЬ1ПУШКИ»

Притоны двумя ногами поочередно – быстрые топочущие шажки на месте. При их выполнении колени должны быть слегка согнуты, корпус прямой. Движение всегда соответствует задорной, шутливой музыке.

«Я КОКЕТЛИВАЯ»

Выставление ноги вперед на пятку или на носок – элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме, так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело; корпус остается прямым. На носок нога выставляется косо вперед, подъем выпрямляется. Корпус можно слегка наклонить к выставленной ноге, взгляд направить на носок (будто любуясь своим красивым башмачком). Во всех случаях ногу следует выставлять недалеко от опорной ноги, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.

«Я ОЗОРНАЯ»

Прыжки с выбрасыванием ноги вперед – одно из популярных и любимых плясовых движений детей. Во время движения необходимо сохранят хорошую осанку. держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти касаясь носком ноги пола. Носок при этом следует слегка повернуть наружу.

Прыжки с выбрасыванием ног не следует делать очень активными, нужно соизмерять их с возможностями детей. При движении корпус остается спокойным, чуть откинутым назад, руки положены на пояс кулачками или скрещены на груди.

«Я СТРЕМИТЕЛЬНАЯ»

Боковой галоп – элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо ребенок выполняет движение правым плечом вперед; корпус в сторону движения не разворачивается; правая нога делает шаг вправо, лева приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо, при движении влево – наоборот. Носки обеих ног слегка разведены в стороны. Характер движения – полетный. Если музыка стала более энергичной, правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше.

Чтобы быстрее научиться этому движению, исполнять его лучше сначала в прямом направлении, а лишь затем – по кругу.

«Я ЛЕГКАЯ»

Шаг польки представляет собой сочетание легкого пружинящего бега и подскоков: на «раз-и-два» – три небольших шага бегом на носках – правой, левой, правой ногой; на «и» – подскок на правой ноге, левая слегка сгибается в колене. Затем три шажка – левой, правой, левой – и подскок на левой ноге.

Полька – танец чешский. Название его произошло от слова пулка, что означает половинка. Характер исполнения танца соответствует названию: вместо четвертого шага выполняется его половинка – подскок.

Танцуя польку, девочки обычно красиво придерживают юбочку, а мальчикикладут руки на пояс кулачками.

«ПРУЖИНКА»

«Пружинка» – движение, которое исполняется без остановок, включает покачивание вниз и вверх на слегка согнутых коленях. Исполняется в удобном для детей темпе, не слишком быстром, но и незамедленном, без напряжения мышц. Педагог обращает внимание на то, чтобы колени во время движения не выпрямлялись.

«Я ПОРХАЮ, КАК МОТЫЛЕК»

Поскоки с ноги на ногу выполняются под музыку веселой польки и передают ее беспечный, легкий характер. Движение выполняется без напряжения, шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления (а значит, и для совершенствования поскока) следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритма и темпе активно подниматься на носки, хорошо обхватив талию руками, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше, выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.

«ПРЫГАЮ, КАК МЯЧИК»

Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступного детям любого возраста. Больший или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально-двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колени. Подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.

«ШАГАЮ, КАК ЛОШАДКА»

Шаг с высоким подъемом ноги в колене часто используется в играх. Согнутая в колене нога поднимается вперед так, что бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Носочек при этом «смотрит» в пол (как копытце у лошадки). При выполнении этого движения корпус должен быть прямым, голова поднята. Ненапряженные руки можно согнуть в локтях перед собой («держим вожжи»).

«СКАЧУ, КАК ЛОШАДКА»

Галоп прямой – движение, которое нравится детям любого возраста. Как правило, оно используется в играх для передачи образа лихих наездников, отважных всадников или скачущих лошадок.

Дети трех лет при выполнении этого движения делают шаг вперед одной ногой, а другую подтягивают к ней сзади, затем снова шаг той же ногой и т. д. прыжка почти не делают.

Дети 4 – 5 лет могут выполнять движение с легким прыжком; для этого ступающая нога поднимается выше и опускается на пол с притопом.

Дети 6 – 7-летние при галопе ногу поднимают еще выше, ударяют об пол носком ноги, акцент и прыжок усиливаются. Хороший активный отскок, доступный детям этого возраста, придает движению яркую выразительность.

2. ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОЙ ПЛЯСКИ

«ПРОСТОЙ ХОРОВОДНЫЙ ШАГ»

Этот вид шага используется в хороводах. Отличается от обычного шага большей плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.

«ШАГ НА ВСЕЙ СТУПНЕ»

Исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках». Руки можно поставить кулачками на пояс или сложить одна на другую перед грудью («полочкой»). Их можно также слегка отвести в стороны, ладонями вперед.

«ШАГ С ПРИТОПОМ НА МЕСТЕ»

На «раз» – шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» – притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» –притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп.

«ПЕРЕМЕННЫЙ ШАГ»

Считается основным шагом русской пляски. В большинстве случаев он исполняется плавно и легко, с подчеркнутой устремленностью вперед. Переменный шаг состоит из двух небольших шагов вперед (правой и левой ногой на «раз-и») и третьего удлиненного шага (правой ногой), который приходится на счет «два-и». После этого короткие шаги начинаются с левой ноги. Разучивать движения удобно без музыкального сопровождения, под распевный текст: «Пету-шок, пету-шок, золо-той гребе-шок» и т. д.

«ПОЛУПРИСЕДАНИЕ С ВЬ1СТАВЛЕНИЕМ НОГИ НА ПЯТКУ»

Носит задорный характер и очень нравится мальчикам. Представляет собойпружинящее полуприседание и выпрямление ног на счет «раз-и», на «два.» –правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело «смотрит» вверх; левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет «раз› правая нога одновременно с полуприседанием приставляется к левой, на «два» выставляется вперед левая нога.

«КОВЫРЯЛОЧКА»

Характерное движение любого русского народного танца. На «раз» правую ногу следует отвести слегка назад в сторону на носок, на «и» развернуть ногу и поставить в том же месте на пятку (голову наклонить в направлении правой ноги, «заглянуть» на пяточку). На «два» приставить правую ногу к левой. То же повторить в другую сторону с левой ноги. Движение «ковырялочки» обычно завершается тремя притопами.

3. ЗВОНКИЕ ЛАДОШКИ

(движения для рук)

Хлопки в ладоши используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. Следует си самого начала обращать внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должныуметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой.

Часто используются, хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В такихслучаях не следует подсказывать ребенку ритм хлопков, желательно предоставить ему возможность прислушаться и самостоятельно воспроизвести его. Вариантовхлопков может быть множество. Название каждого из них наполнит движениеэмоциональным содержанием.

«КОЛОКОЛА»

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полнаясвобода верхнего. плечевого пояса.

«КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе — негромкое. Руки могут быть согнуты в локтях‚ выпрямлены илиподняты, в сторону вверх (вправо или влево).‚ Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.

«ТАРЕЛКИ»

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.

«ЛОВИМ КОМАРИКОВ»

Легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

«БУБЕН»

Хлопки ладонью одной руки с неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопкимогут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

«ПОДУШЕЧКА»

Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками впереди и сзади корпуса.

«ВЕРТУШКИ»

Движение основано на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнутыв: локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, силаудара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

«ХЛОПУШКИ»

Движение хлопушек применяется во многих народных плясках. Оно придаеттанцу особую яркость и выразительность. Чаще всего это хлопки перед собой, засливой, над головой. Характерными для построения многих народных танцевальных композиций являются хлопки-удары ладошками по плечам, бедрам, голени, по пятке и даже по носочку.

Ударыхлопушки могут быть фиксированными, (ладонь как бы «припечатывается» к какой-либо части туловища) или скользящими (ладонь лишь касается корпуса). При ударе рука может двигаться в направлении «от себя» или «к себе».

Яркость хлопка-удара (размаха руки) зависит от характера музыкально-двигательного образа. Темп выполнения движения (скорость) также связан с содержанием предлагаемой в качестве - сопровождения музыки.

Хочу такой сайт

4. ПЛАВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК

«ВЕТЕРОК»

Перекрестные движения рук над головой. В работе участвует плечо, предплечье, кисть.

«ЛЕНТОЧКИ»

Поочередные, пластичные движения правой и левой руками вверх—вниз перед грудью.

«ВОЛНА»

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед; «Волна» образуется за счет пластичного движения плеча,предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

«КРЫЛЬЯ»

Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук – «крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

«ПОЮЩИЕ РУКИ»

Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно ‹собирая› перед собой упругий. воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус помогает выразительности движения, слегканаклоняясь вперед и затем чуть прогибаясь назад.

5. ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ДЕТСКИХ ТАНЦАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

В практике работы с детьми педагогами давно определены и закреплены основные положения рук, характерные для выполнению различных танцевальных композиций, перестроений, игр.

При разучивании пляски или упражнения необходимо обращать внимание насоблюдение следующих требований.

Положение «руки на поясе» выполняется так, чтобы большие пальцы рукбыли обращены назад и сходились на спине (малышам поясняют: много пальчиковвпереди, один пальчик — сзади). Надо следить, чтобы кисти рук при этом не быливялыми, не свисали вниз, а крепко, как поясом, обхватывали талию. Не следуеткласть руки на бедра, так и как . это не помогает. сохранять корпус прямым иподтянутым.

Положение «руки в стороны» — руки подняты до уровня нужен и составляют сними одну линию. Они могут быть прямыми и жесткими (как в игре «самолеты»)или мягкими (как в упражнениях с ленточками, цветами или воздушными шарами).

Положение «руки вперед» — руки подняты до уровня плеч и параллельны однадругой; вверхруки подняты вертикально и также параллельно друг другу.Промежуточные положения называются руки в стороны—вверх, вперед—вверх.

Положение руки «лодочкой» — положение рук в некоторых парных плясках.Руки разведены в стороны и находятся на уровне плеч. Мальчики раскрывают рукиладошками вверх, девочки, как правило, кладу «раскрытые» руки на ладони мальчиков.

Положение «круглые руки» используется во многих парных танцах. Руки находятся в положении в стороны, но несколько ниже уровня груди, локти слегка согнуты.

При всех, этих положениях надо следить, чтобы в плечах и руках не было

излишнего напряжения, т. е. чтобы не поднимались плечи, не. выпрямлялись до предела локти.

6. ПОЛОЖЕНИЯ РУК В НАРОДНЫХ ПЛЯСКАХ

Руки на талии – сжатые вкулачки руки ложатся на талию и- крепко прижимаются к корпусу.

Руки перед положение называется «полочкам Руки сгибаются в локтях на уровне груда одна на другую ладонями вниз.

Положение рук в парах

мальчик и девочка могут держатся:

– за руки –под ручку «лодочкой»;

– рука мальчика на талии девочки;

– руки «свечкой»: пары правые или левые руки (от локтя до кисти);

– руки «окошечко»:

а) стоят плечом к плечу, берутся за руки (правая – левая внизу, правая –левая вверху)

б) пары стоят липом друг к другу и берутсяза руки: мальчик поднимает. руку вверх и берет поднятую вверх правую руку девочки; левая рука внизу и держится за левую руку девочки.держась за руки в таком полотнищ, налетай может повернуться вокруг себя и снова заглянуть в окошечкам.

7. ПОЗИЦИИ РУК

Подготовительная позиция: руки опущены вдоль корпуса; локти слегка округлены; кисти немного отведены от корпуса; пальцы естественно сближены и чуть округлены (а).

Первая позиция: руки подняты так, чтобы кисти оказались ниже уровня диафрагмы; локти слегка округлены и приподняты (6).

Вторая позиция: руки разведены в стороны так, чтобы кисти были чуть округлены и приподняты (в).

Третья позиция: руки ”подняты так, чтобы кисти оказались над головой, чуть. впереди; локти слегка округлены (г).

8. ПОЗИЦИИ НОГ

Позиции ног могут быть выворотными и невыворотными: в первом случае носкиразвернуты под углом 45°, во втором – ноги параллельны и сближены.

Первая позиция: пятки соединены, носки разведены в стороны под углом около45°. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ‚ступни (а).

Вторая позиция: ступни находятся на одной линии, расстояние между пяткамиравно приблизительно длине ступни танцующего; носки разведены в стороны. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ступни или полностью переносится на одну ногу, которая становится опорной; другая же нога касается пола только носком или пяткой (6).

Вторая позиция может быть и невыворотной, т. е. носки ног параллельны (8).

Третья позиция: пятка правой ноги приставлена к середине стопы левой ноги, носки разведены в стороны. Тяжесть корпуса равномерно распределите на обеступни. В третьей позиции впереди может быть и левая нога (г).

Шестая позиция: ноги плотно соединены; ступни находятся на одной линии; носки направлены вперед. Тяжесть корпуса распределяется на обе ступни (д).

9. ПОЛОЖЕНИЯ РУК ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ

1. За руку.

2. Под руку.

3. Руна мальчика на талии девочки.

4. Руки девочки находятся на плечах мальчика.

5. Руки находятся в положении «окошечком»

6. Из положения «окошечко»: правая рука девочки находится сзади и держитправую руку мальчика.

7. Правая рука девочки и левая рука мальчика подняты вверх и образуют

«воротики».

8.Положение рук в паре во время кружения девочки вокруг себя.

9. Положение рук «свечкой» при кружевниц.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».