01.01.2017
Наблюдения за неживой природой – песок.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях — это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Следует отметить, что полноценное общение с природой насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это — ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.
Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайнам природы. Прежде всего следует обратить внимание малыша на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснять, сообщать.
Маленький ребенок с трудом воспринимает слова, а тем более пространную речь взрослого. Слова:— это абстракция, звукосочетание; чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образ. Именно поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природным явлением, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка — предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить — ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.
В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Взрослый подсказывает: хорошие «пирожки» получаются из влажного песка, потому что он лепится, сохраняет форму красивых формочек, прилипает к совку. Из сухою песка куличики не получаются, рассыпаются: сухой песок — сыпучий. Зато им можно «рисовать»: набрать песка в мягкий полиэтиленовый флакон из-под шампуня, в пробке которого имеется небольшое отверстие, перевернуть вниз и струей песка создавать рисунок.
Старшие дошкольники с удовольствием сооружают из песка интересные постройки — дома, мосты, плотины, дороги, гаражи. Как правило, строительные игры разворачиваются летом на пляже или у водоема, где есть хороший песок и вода. Задача взрослою — помочь ребенку сделать игру интересной, содержательной. Он вникает в замыслы, подсказывает сюжет игры, показывает новые приемы работы с песком, предлагает использовать дополнительные материалы (дощечки, коробочки, крышки, полиэтиленовые пакеты и пр.), которыми можно укрепить постройку, дополнить ее (например, яма, в которую поместили целлофановый пакет и наполнили водой, может изображать пруд возле песочного дома). При этом взрослый обращает внимание ребенка на различные свойства песка: он легко пропускает сквозь себя воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму; предлагает взять немного сухого песка домой, чтобы рассмотреть его под лупой.
Дома поясните ребенку: песок образовался от трения больших камней друг о друга, все песчинки неровные, имеют разную форму, окраску, некоторые блестят. Если ребенок проявит интерес, расскажите ему, как песок используют в строительстве, для изготовления стекла, покажите на глобусе или карге песчаные пустыни, расскажите, какие там растут растения, какие живут животные, как те и другие приспособлены к жизни в трудных условиях пустыни.
Не меньший интерес вызывают у детей камни — малыши любят ихсобирать, носить б карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите еговнимание на свойства камней — твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни. Если представится возможность, предложите ребенку сравнить речные и морские камни (ощупать, погладить) объясните ребенку, почему морские камни, в отличие от речных, ровные, круглые, гладкие. На морском берегу ребенок по заданию взрослого с удовольствием будет отыскивать белые или черные, длинные или круглыекамни, бросать в воду и слушать, как могучая волна с гулом перемещает ихто на берег, то в море.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2019
Дата обновления: 08.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017