26.11.2019
Развитие познавательной активности детей на занятиях
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, необходимо учесть главное условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.
На занятиях можно предложить детям игру-путешествие. Сюжеты могут быть из знакомых детям народных сказок. Например, обучая детей счёту в пределах 5, предложить детям посетить сказочный теремок. Дети помогают мышке правильно выложить дорожку из геометрических фигур, лягушке – собрать бусы в логической последовательности, зайке – починить шубку (выбрать по форме подходящую фигуру для заплатки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их, медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую, а затем сконструировать и сам теремок.
Получив письмо от колобка с просьбой о спасении, можно отправиться в путь, переходя от домика зайца к домику волка, медведя, лисы, помогая каждому выполнить какое-либо задание, при этом усвоить образование числа 8. Находясь в постоянном движении на занятии, дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается ненавязчиво, сам собою.
Проводя занятия по формированию элементарных математических представлений, нужно учитывать следующую особенность: знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен. Обогащать сенсорный опыт детей можно путём ознакомления с величиной, формой, пространством. Строить обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребёнок пойдёт дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений. Так на занятиях детям можно предложить такие виды заданий: построиться по росту, сравнить длины сторон прямоугольных крышек столов для «покупки клеёнки» при помощи мерки, накрыть кукольный стол для известного количества гостей и т. п.
Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомя детей с геометрическими фигурами, нужно организовать работу в двух направлениях: сенсорное восприятии форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. И хотя эти направления различны, но невозможен без чувственного восприятия формы переход к её логическому осознанию.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах. Поэтому проводятся на занятиях игры-задания «Круг, овал, квадрат» (из предметных картинок выбрать те, которые по форме напоминают данные геометрические фигуры), организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» определить форму товара и т. п.
На занятиях по развитию речи можно использовать дидактические игры, такие как «Помоги Незнайке описать предмет», «Угадай игрушку по описанию», «Аукцион слов», «Необычная песенка», «Эхо», «Рифмы», «Ветерок» и мн.др.
Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения удерживать в памяти задания и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обострённое внимание к слову, в ходе работы создавать ситуации затруднения, поиска. Для этого использовать такого рода задания:
- назовите громкие (тихие) слова, почему они так звучат;
- назовите слова, оканчивающиеся на -ок;
-какие из окружающих нас предметов начинаются со звука «к»;
- подбери к слову «мишка» похожие по звучанию слова; и мн. др.
Обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
На интегрированных занятиях ребёнку необходимо предоставлять возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Например, можно объединить занятия по развитию речи, рисованию и аппликации, определив тему – «Праздничная ёлочка». Дети могут описать Новогоднюю ёлку, прочитать стихи, выучить новое стихотворение. Затем изготовить поделку-аппликацию с элементами рисования.
Такие занятия поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти применение полученных ранее умений на практике.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.12.2019
Дата обновления: 11.12.2019
Дата публикации: 26.11.2019