Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.

28.01.2020

Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности

 

К исследовательским методам обучения относятся:

·        Наблюдение;

·        Эксперимент, опыт.

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития наблюдательности и внимания можно проводить следующие упражнения:

·        «Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит).

·        «Найди отличия» (имеется набор парных картинок).

·        «Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур).

·        «Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

·        Организовывать наблюдения

- на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира);

- в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне, аквариумные рыбки);

- труд людей разных профессий (экскурсии).

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно выделить следующие виды:

·        Что можно сделать из куска бумаги?

·        Что будет, если все станут выше ростом?

·        На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Проводятся с детьми следующие эксперименты:

·        Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.

·        Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.

·        Свойства песка и глины.Хочу такой сайт

·        Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

·        Свойства бумаги, её виды.

·        Что нужно растению для жизни.

·        Наблюдение за этапами развития растения.

·        Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.

·        Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей).

·        Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

Приведем пример эксперимента «Как вода исчезает». Мы берем разные предметы: губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, блюдце. Аккуратно ложкой поливаем их водой. Отмечаем, какие предметы впитывают воду, какие нет, какие предметы впитывают воду лучше. Наливаем воду в блюдце, отмечаем уровень воды фломастером, оставляем на несколько дней, отмечаем новый уровень. Приводим детей к выводу, что вода не могла впитаться, она «улетела» в воздух в виде маленьких частиц (испарилась).

Прежде чем приступить к любому эксперименту, вместе с детьми необходимо составить план предстоящей работы:

- Выбираем объект исследования;

- Подбираем оборудование;

- Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным;

- Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат);

- Определяем последовательность действий;

- Повторяем правила безопасности;

- Фиксируем результаты на карточках или альбоме;

- Анализируем результаты (совпадает ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чём испытывали затруднения);

- Домашнее задание.

Таким образом, можно отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Просмотров всего: , сегодня:

Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.docx (скачать)

Дата создания: 31.01.2020

Дата обновления: 31.01.2020

Дата публикации: 28.01.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».