УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

06.11.2020

«Учимся правильно пересказывать тексты».

        

Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет пересказывать текст. Или пересказывает его дословно, как выученное стихотворение. Не говоря уже о трудностях запоминания.

 Умение пересказывать текст необходимо ребенку начиная с дошкольного возраста. Уже в детском саду на занятиях его просят рассказать , о чем была прочитанная воспитателем сказка, что делал главный герой. Да и родители часто спрашивают, о чем рассказывали на занятии, про что был спектакль. С приходом в школу эти требования возрастают в несколько раз. Пересказывать информацию необходимо практически по каждому предмету. И чем старше ребенок, тем эта информация становиться сложнее.

         Для успешной работы по знакомству ребенка с пересказом вам необходимо, в первую очередь, познакомить его с правилами запоминания текста. В этом вам поможет пошаговая методика, которая базируется на эйдетических методах запоминания информации, суть которых – в связывании слов с понятными ребенку, яркими и в тоже время простыми образами. Важно помнить, что пересказ – это не выучивание наизусть. Ребенок должен передавать информацию своими словами. Только в этом случае сформированные навыки пересказа будут способствовать развитию речемышлению. В дальнейшем навыки запоминания и пересказа текстов пригодятся ребенку и при составлении  собственных устных рассказов.

         В процессе работы, с дошкольниками, можно выделить 4 основных последовательных шага, которые помогают ребенку овладеть умением пересказывать тексты.

         Шаг 1. Знакомство с понятием «значок».

         Этот шаг можно назвать подготовительной работой. Умение записывать информацию значками необходимо ребенку в дальнейшей работе. Отсутствие этого шага будет тормозить всю работу. В эйдетике этот метод носит название «Метод пиктограмм». Для дошкольников мы называем это «Знак», «значок».

Для начала покажите ребенку две картинки: на одной изображение людей на пешеходном переходе, а на другом – дорожный знак пешеходного перехода. Обратите внимание ребенка, на то, что на первой картинке все нарисовано подробно: мальчик переходит с мамой дорогу, сама дорога и даже транспорт. А на знаке изображено только самое главное: полосатая дорожка и человечек.

         Вывод, который необходимо сделать ребенку «Знак показывает только самое главное. Чтобы его нарисовать, необходимо выделить в объекте самое значимое. поищите знаки в транспорте, магазине, в детском саду, в театре. Пусть ребенок объяснит их значение.

         Следующим заданием будет научить ребенка рисовать знаки. Чем меньше линий тем лучше. На первых порах можно обсуждать с ребенком, что он нарисует, что главное нужно выделить в этой картине.

Например:

- кот? – треугольные ушки, длинные усы;

- ёж? – колючки;

- заяц? – длинные уши;

- дерево? – ствол и крона.

         Многие объекты похожи, кружком можно обозначить и яблоко и колобка и солнце….в этих случаях нужно добавлять какую то важную деталь: у солнышка лучики, у яблока веточку и листик, у колобка глазки и рот.

         Научились рисовать круглые предметы, учимся квадратные, овальные, прямоугольные и т.д.

         Обычно дети легко овладевают умением отображать объекты с помощью значков, и на это не требуется много времени.

         Шаг 2. Знакомство с ключевыми словами.

         Покажите ребенку ключ, разные ключи: ключ от дверей, от автомобиля, гаечный, музыкальные и др.  ребенок должен понять, что все ключи разные а функция у них одна – они что то открывают. После того как ребенок поймет смысловое значение слова «ключ» и познакомиться с его многозначимостью

, расскажите, что есть ключики и от нашей памяти. С такими ключиками ему легче что то запомнить. Это особые слова – ключики.Хочу такой сайт

         Шаг 3. Выделение ключевых слов из словосочетаний.

         Учим выделять главные слова из словосочетания. Попросите ребенка подумать, какое слово поможет нам вспомнить словосочетание «белая ромашка». Слово «белая» или слово «ромашка». Если мы запомним слово «белая» то через три дня будет трудно вспомнить, что мы запомнили, так как белая может быть и кофта. И бумага и скатерть и т.д. поэтому надо запомнить слово «ромашка».

         Аналогично можно разобрать с ребенком любые словосочетания:

- веселый котенок

- колючий ежик

- вкусный торт

- сладкая конфета…

         Ребенок выделяет главное слово, представляет его и рисует к нему знак. Через некоторое время попросите ребенка , по знакам, воспроизвести все словосочетания.

         Шаг 4. Пересказ текста с выделением ключевых слов из предложений.

         В начале работы нужно научить ребенка находить ключевое слово в простом предложении. Например, вы называете не два слова, а несколько слов: «Веселые гномики сидели у реки». Ключевое слова, обычно бывает подлежащим. «Про кого говорится в предложении?»  «Про гномов».это и есть ключевое слово. Ребенок рисует значком гнома. Необходимо, что бы ребенок рисую значок, хорошо представил себе гномов сидящих у реки. Ребенок может во время воспроизведения поменять слова местами или заменить «не ключевое» слово, это не страшно. Главное, чтобы ребенок передал смысл того, что запомнил.

         Желательно, чтобы простые предложения были связаны в небольшой рассказ из 3-4 предложений.

         Сначала ребенку читаете весь рассказ, спросите , о чем он или про кого, убедитесь, что ребенок понял содержание. А затем читаем по предложениям. После каждого предложения ребенок выделяет ключевое слово и зарисовывает его значком. И представляет себе, о чем говориться в предложении. И так с каждым предложением. Когда весь рассказ будет записан значками, ребенок по своим значкам должен постараться его воспроизвести.

         Для пересказывания берите небольшие по размеру рассказы и сказки.

Например:

Медведь и весна.

         Улыбнулось яркое солнышко. Растопило оно снег и лед. Потекли веселые ручейки по лесам и полям. Забрались ручейки в мишкину берлогу. Намочили они мишке штаны. Проснулся медведь! Вылез из берлоги. Смотрит… весна пришла.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.11.2020

Дата обновления: 06.11.2020

Дата публикации: 06.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».