ИГРЫ ЗВУКАМИ — ЭТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
28.01.2021
«ИГРЫ
ЗВУКАМИ — ЭТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ»
Одной
их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного
познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются
игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в
отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного
процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике,
закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших
формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы
знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм
Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.
Удивителен
мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно
мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами,
визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо
только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка
давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле
это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные
бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или
«Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого
цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается
бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков
и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки
металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор
планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и
легко.
Даже
совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их
фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного
металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные
колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой
расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только
прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать
незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную
простым бумажным листком.
Сам
педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук,
шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки,
превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические,
ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно
возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика,
одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная
композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной
музыки.
Использование
в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах
никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет
спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это
будит фантазию и инициативу» (В. Келлер).
Построение
подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования
детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть
музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с
помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать
разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть
собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие
музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие.
В
данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к
принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не
будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность
которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними
напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной
энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том,
чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не
является его душой, так и звуки - это не музыка.
Музыка
находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает,
что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной
энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно
глухой к сути самой музыки человек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2021
Дата обновления: 28.01.2021
Дата публикации: 28.01.2021