КРОССЕНС
22.06.2022
КРОССЕНС –
технология в развитии
предпосылок критического мышления у старших дошкольников
КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений
расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а
центральная объединяет по смыслу сразу все.
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать
в суть информации, осмысливать её. Актуальность темы развития критического
мышления в том, что оно позволяет педагогу создать атмосферу партнерства,
совместного поиска и творческого решения определенной проблемы.
Мыслить критически можно в любом возрасте. Даже у старших дошкольников
накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется,
мыслительные процессы детей будут еще не совершенны при обучении, но малыши
способны думать критически и вполне самостоятельно. Именно благодаря
критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и
становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Следует работать над
выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное
и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного
мышления может помочь каждому, пусть даже маленькому гражданину нашего
общества, распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой,
проанализировать задания и аргументации, увидеть явный обман и определить
надежность того или иного источника информации, обдумать её правильным образом,
каждую задачу и принимаемое решение. Люди, мыслящие критически – уверены
в себе, целеустремлены, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в
своей системе убеждений. Дети любопытны по своей природе и хотят узнать «Что
это такое?». Они видят некую достопримечательность – и им уже хочется
проникнуть внутрь. Они замечают что-то новое, и тут же хотят узнать, что
же это такое. Воспитатели просто обязаны «пользоваться этой любопытностью»,
стимулировать критическое мышление. Ведь мозг пусть пока маленького
человека – есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий опыт, но есть
так - же орган, творчески перерабатывающий и создающий из элементов
прежнего опыта и новые положения, и новое поведение.
Цель:
Развитие предпосылок критического мышления у детей старшего
дошкольного возраста
Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику
Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру
Бусленко.
Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука
и жизнь", представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в
стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков - ноликов
Технологию КРОССЕНС в работе со своими детьми начала применять с
адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы:
1.
Ассоциативный куст
2.
Логические цепочки
3.
Не полный кроссенс (4,6 картинов)
4.
Кроссенс с открытой темой
5.
Непосредственно сам кроссенс
6.
Различные способы разгадывания
Технологию кроссенс можно использовать при проведении НОД,
экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с
детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему
мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать
как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность,
развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У
дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная
деятельность.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1. Определяем тему
2. Выделяем 9 элементов (картинок)
3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем
их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
сверху вниз и слева направо (как правило, чтения в русском языке,
далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким
образом, получается цепочка, завернутая «улиткой»;
Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть
связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Кроссенс позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать
новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано.
Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с
оценночными компонентами – основными факторами критического вида
мышления.
"А
что, если?..." – основной вопрос критического мышления - означает
выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту
точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание
к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Работа по технологии кроссенс привела к позитивным результатам,
что говорит о том, что мы на правильном пути. Работа будет продолжаться, мы
только в начале интересного и захватывающего пути познания своих
возможностей, но и эти результаты уже огромная победа
А. Волошин.
Он утверждал, что умственное развитие ребенка не сводится лишь к
нагромождению знаний, а достигнет своего высшего уровня тогда, когда процесс
учебы будет способствовать развитию познавательной деятельности учеников,
пробуждать творческие силы. Развитие школьников во многом зависит от содержания
и методов учебы, "грешит против педагогики тот учитель, который сам
говорит, а учеников думать и говорить не заставляет. Задание учителя - давать
основу для осмысления, суждения, обобщения"
Татьяна Ивановна Хачумян - как особенный
вид мыслительной деятельности, характерными признаками которого являются
выработка стратегий избрания правильного решения любых заданий на основе
получения, анализа, проработки информации; осуществления рефлексивных действий
(аналитических, проверочных, контролирующих, оценочных), которые выполняются
относительно объекта или явления, в том числе и собственного процесса мышления;
взвешенный анализ разных мыслей и взглядов, проявления собственной позиции,
объективное оценивание процесса и результатов как собственной, так и
посторонней деятельности
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.06.2022
Дата обновления: 22.06.2022
Дата публикации: 22.06.2022