Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
18.02.2019
Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Глобальные изменения климата, утончение озоновой оболочки, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Постигшие людей в последнем столетии многообразие болезней — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
К загрязненным воде и воздуху, плохой среде обитания, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества.
Особую
роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного
детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его
отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые
изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления,
специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок
устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе
непосредственных впечатлений. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его
бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования
физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в
эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются
сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается
жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях
становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов:
сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление
самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое
место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем
предметно-природном мире, вычленять его ценности. Само по себе наличие экологических
представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности.
Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Именно
оно определяет характер целей взаимодействия с природой, мотивы такого
взаимодействия и готовность поступать с точки зрения экологической
целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей
происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному
миру. Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является
их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в
процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и
проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо
учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится и без деятельности
человека, она живет по своим собственным законам.
Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.
Ведущее значение в развитии личностных и интеллектуальных процессов имеет общение ребенка со взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к окружающему миру и людям в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее явлению или объекту, прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе детям помогают взрослые, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в социальном и физическом отношении, но и достиг определенного уровня эмоционально-волевого и умственного развития. Ребенок должен уметь дифференцировать и уметь обобщать предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль и планировать свою деятельность, владеть мыслительными операциями. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.