УМНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

1

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи
Новизна
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел

3
3
4
4
5

Организация реализации дополнительной
общеразвивающей программы
Примерная структура занятия
Календарно – тематическое планирование
Организационный раздел
Условия реализации программы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ожидаемые результаты реализации программы
Формы подведения итогов
Список используемой литературы
Приложения

5

5

7
8
15
15
16
16
16
17
18

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

Пояснительная записка
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный».
Мишель де

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической
базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных
технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой - в большей степени применить
индивидуальный подход в процессе обучения. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.
В последнее время особое внимание уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические упражнения представляет
собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате
ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный
вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое
полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации,
постановку целей и построений программ.
Известно, что возраст с 5 до 7лет очень важен для развития мозговых структур. Именно в этот период можно получить прекрасные результаты у
детей по интеллектуальному развитию, сохраняя здоровье ребенка. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не
наоборот. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через
определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,
которое является основой интеллекта.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать
различные отделы коры больших полушарий.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором —
навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое,
ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

3

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и
движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в
организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется
на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить
скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система
упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,
улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его
внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов
восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального
фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Таким образом, для проведения регулярной работы была создана дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Нейрогинастика для дошколят», которая позволит активизировать межполушарное взаимодействие.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
 Синхронизация работы полушарий.
 Развитие общей и мелкой моторики.
 Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
 Развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной
на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
 Снятие эмоциональной напряженности.
 Создание положительного эмоционального настроя.
 Профилактика речевых нарушений.
1.3. Новизна
Программа универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. На каждом занятии упражнения
подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер
ребенка.

4

Программа разработана в первую очередь для детей с:
 низкой устойчивостью к нагрузкам;
 наличием утомляемости;
 для медлительных детей;
 наличием мышечных зажимов, нарушениями мышечного тонуса;
 испытывающих трудности в общении;
 переживающих эмоциональное напряжение.
1.4.

Планируемые результаты освоения программы

Результатами освоения данной дополнительной образовательной программы являются:
- улучшение психосоматического здоровья детей;
- повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, вестибулярного аппарата, развитие костномышечной структуры, улучшение работы
внутренних органов;
- повышение устойчивости нервной системы, и, как следствие: снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности;
- улучшение сна и аппетита;
- улучшение поведения, повышение внимательности, усидчивости, умения организовать свою деятельность;
- развитие интеллектуальной сферы ребенка и познавательной активности;
- раскрытие творческого потенциала, выявление и целенаправленное развитие всех имеющихся у ребенка способностей;
- активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, внимания и т.д.
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организация реализации дополнительной общеразвивающей программы
Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст воспитанников в течении учебного года (с сентября по май). Занятия
организуются в групповой комнате.
Используется индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.
Формы проведения занятий: развивающие занятие, игра.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Последовательность занятий могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений.
Программа рассчитана на 1 год обучения
5

Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН (требования к организации режима дня и учебных
занятий).
Работа по программе проводится в три этапа:
• I этап - Организационный - сентябрь 2024 г.
• II этап - Концептуальный - октябрь 2024 г. - апрель 2025 г.
• III этап - Аналитический - май 2025 г.
Этапы реализации программы
Этап реализации
программы
1-йэтап
«Организационный»
Цели этапа:
• Изучить и
проанализировать научную
литературу по проблеме.
•Создание организационной
основы реализации
проектной деятельности.
•Координация деятельности
участников проектной
деятельности.
2-й этап
«Концептуальный»
Цели этапа:
•Создание условий,
обеспечивающих
эффективность работы всех
участников

Содержание и методы деятельности
Анализ ресурсных возможностей для
реализации программы
Изучение теоретических аспектов по
использованию кинезиологических
упражнений и нейрогимнастики при работе
с детьми старшего дошкольного возраста,
имеющими нарушения речи.
Диагностика детей
Информирование родителей (законных
представителей) воспитанников о цели,
задачах, содержании программы
Мониторинг хода первого этапа программы
Формирование пакета учебно-методической
документации по реализации программы
Работа с родителями воспитанников
Повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов в вопросах
использования нейрогимнастики и
кинезиоупражнений для речевого развития

Продукты инновационной деятельности, прогнозируемые
результаты
- Определение ресурсов.
- Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.

- Обследование проводится в индивидуальной форме
- Подборка консультаций, буклетов.
- Индивидуальные консультации.
- Выявление затруднений
- Разработка тематического планирования сопроводительной
документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.).
- Создание банка фото и мультимедийных презентаций
образовательной деятельности и др.
- Фотоотчеты об использовании нейрогимнастики в работе с детьми
в родительских чатах;
- Консультации, буклеты, беседы.
- Проведение бесед, разработка консультативного материала и
пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений
для речевого развития в работе с детьми.
- Проведение активных форм работы с родителями и педагогами по
теме программы

6

Мониторинг хода второго этапа
3-й этап
«Аналитический»
Цели этапа:
• Обобщение результатов
программы: обоснование
достоверности и
надежности.

Итоговый мониторинг
Определение перспектив дальнейшей
работы на основе:
- итогов деятельности;
- результативности реализации форм и
методов речевого развития дошкольников;

- Активное включение родителей в образовательный процесс
группы.
- Мониторинг
- Внесение корректив в документацию
Систематизация и обобщение опыта программы
- Подготовка предложений по дальнейшему использованию
программы
- Внесение корректив в программу.

2.2. Примерная структура занятия
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке и носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным
содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Структурно занятия представлены из 4-6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и
новыми для детей.
Примерная структура занятия:
1 часть.
Задачи: вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
2 часть.
Нейродинамическая гимнастика, кинезиологические упражнения. упражнения на межполушарное взаимодействие, ритмические игры., рисование
двумя руками, нейроклассики. работа с занимательным материалом, дидактическими пособиями.
Задачи: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью
дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем
целенаправленных поисковых действий. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализ,
память. Развивать межполушарное взаимодействие.
3 часть.
Рефлексия.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

7

2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «УМНЫЕ ДВИЖЕНИЯ» НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц

Неделя

Октябрь

1

1. Упражнение «Ладонь-кулак».
2. Игра на память и внимание «Рассмотри картинки. Найди
между ними 10 отличий».
3. Игра на память и внимание «Запомни слова и назови».
4.Упражнения на обобщение и классификацию «Дорисуй в
каждом квадрате нужный предмет, назови их одним словом».
5.Упражнение «Нейрокарточки»
6.Составление фигур из треугольников и квадратов
(2 треугольника из 5 палочек).

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12.
2, 3) «Память и внимание» стр.
1. 4, 5) «Логика», стр. 1. Задания
на развитие логического мышления.
6) З. А. Михайлова «Игровые
занимательные задачи для
дошкольников»

2

1.Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь».
2Нейроклассики для пальцев
3. Игра на память и внимание «Найди волшебный сундучок».
4. И/у на память и внимание «Найди и зачеркни».
6. Упражнение на развитие чувства ритма «Стаканчики»

3

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь».
2. Игра на память и внимание «Найди на картинке семерых
гномов».
3. И/у на память и внимание «Запомни слова парами».
4. И/у на сравнение «Сделай домики, бабочки, мячики
одинаковыми».
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь».
2. Игра на память и внимание «Что перепутал художник».
3. Упражнение на развитие чувства ритма «Запомни и повтори
несложный ритм».
4. И/у на сравнение «Найди предмет, как первый».
5. Упражнение двигательного характера «Локти-колени»

1) О. И. Крупенчук
«Пальчиковые игры», стр. 12.
2, 3) «Память и внимание» стр.
2. 4, 5) «Логика», стр. 2.
Задания на развитие логического
мышления.
1) О. И. Крупенчук
«Пальчиковые игры», стр. 12.
2, 3) «Память и внимание», стр.
3. 4) «Логика», стр. 3. Задания на
развитие логического
мышления.
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12.
2, 3) «Память и внимание», стр.4.
4, 5) «Логика», стр. 4. Задания на
развитие логического мышления.
В.С.Калганова «Нейропсихологичекие
занятия с детьми»

4

Содержание занятий

Материал к занятию

Работа с
родителями и
педагогами
Консультация для
педагогов и
родителей
«Что такое
нейрогимнастика и
чем она полезна?»

8

Ноябрь

1

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»,
«Проглот» (с платочком).
2. Игра на память и внимание «Назови все, что ты видишь на
картинке».
3. И/у на память и внимание «Запомни слова».
4. И/у на аналогии «Выбери недостающий предмет».
5. Игра двигательного характера «Жесты»

2

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»,
«Проглот» (с платочком).
2 Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия № 1
3. И/у на систематизацию «Продолжи ряд».
4. И/у на систематизацию «Дорисуй гирлянды».

3

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»,
«Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики».
2. Игра на память и внимание «Чудесный мешочек».
3. Игра на память и внимание «Чего не хватает на картинке?».
4. И/у на систематизацию «Размести фигурки в клеточках».
6. Упражнения двигательного характера «Глаз за рукой»
«Змейка»

4

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»,
психомоторный блок на развитие
межполушарного взаимодействия №2
2. Игра на память и внимание
«Определи по запаху предмет».
3. Игра на память и внимание «На какую из удочек котик
поймает рыбку».
4. Игра на память и внимание «Послушай, повтори».
5. И/у на смысловое соотнесение «Дорисуй».

1) О. И. Крупенчук
«Пальчиковые игры», стр. 12.
2, 3) «Память и внимание», стр.
5. 4) «Логика», стр. 5. 5) Задания на
развитие логического мышления.
В.С.Калганова
«Нейропсихологичекие занятия с
детьми»
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12.
2) «Память и внимание» стр. 6.
3, 4) «Логика», стр. 6. Задания на
развитие логического мышления
5) Т.П. Трясорукова Развитие
Межполушарного взаимодействия у
детей.
1) О. И. Крупенчук
«Пальчиковые игры», стр.12, 28.
2) «Память и внимание», стр.7,8.
3, 4) «Логика», стр. 7. Задания на
развитие логического мышления
5) В.С.Калганова
«Нейропсихологичекие занятия
с детьми»
1) О. И. Крупенчук
«Пальчиковые игры», стр. 12, 28.
2, 3, 4) «Память и внимание», стр. 8, 9.
5) «Логика», стр. 8. Задания на
развитие логического мышления
6) Т.П. Трясорукова Развитие
Межполушарного взаимодействия у
детей

Пополнение
речевого центра
группы картотекой
нейроигр и
упражнений

9

Декабрь

1

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»,
«Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин».
2. Игра на память и внимание «Дорисуй значки в фигурах
согласно образцу».
3. Игра на память и внимание «Делай как я».
4. И/у на смысловое соотнесение «Найди пару».
5.Дидактическая игра

1) О. И. Крупенчук
«Пальчиковые игры», стр.12, 28.
2, 3) «Память и внимание», 10. стр.16
4) «Логика», стр. 9. Задания на
развитие логического мышления

2

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»,
«Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин».
2. Игра на память и внимание «Найди подходящий осколок». 3.
Игра на память и внимание «Что изменилось?».
4. Дидактическая игра «Нейротаблички»

3

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком),
«Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин»
2. Игра на память и внимание «Найди двух одинаковых
скоморохов».
3. Игра на память и внимание «Послушай, повтори».
4. И/у на отрицание «Раскрась все фигуры, но не
треугольники» и т. д. 5. Упражнение «Зеркальное рисование»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком),
«Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин»,
2. Игра на память и внимание «Запомни и назови по памяти».
3. Игра на память и внимание «Найди слово КОТ».
4. И/у на анализ, синтез «Найди выделенные фрагменты».

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 28.
2, 3) «Память и внимание», стр. 11. 4)
«Логика», стр. 10. Задания на развитие
логического мышления В.С.Калганова
«Нейропсихологичекие занятия с
детьми»
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28.
2, 3) «Память и внимание», стр. 12.
4) «Логика», стр. 11. Задания на
развитие логического мышления
5) И.И. Праведникова
Нейропсихология. Игры и упражнения
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр.12, 19, 28.
2, 3) «Память и внимание», стр. 13.
4) «Логика», стр. 12. Задания на
развитие логического мышления.
5) Т.П. Трясорукова Развитие
межполушарного взаимодействия у
детей
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28.
2, 3) «Память и внимание», стр. 14.
4) «Логика», стр. 13. Задания на
развитие логического мышления
5) Т.П. Трясорукова Развитие
межполушарного взаимодействия у
детей

4

Январь

2

1.Упражнения «Яблочко-червячок», «Проглот» (с платочком),
«Лезгинка»
2. Игра на память и внимание «Расскажи сказку по схемам».
3. Психомоторный блок развитие межполушарного
взаимодействия №4.
4. И/у на умозаключения «Найди закономерность».

Мастер – класс для
родителей
(родительское
собрание)
«Нейрогимнастика
для детей
дошкольного
возраста

Вебинар для
педагогов
«Кинезиологически
е упражнения в
работе с детьми»
solncesvet.ru

10

Февраль

3

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Виват-окей, «Заяц-коза»
2. Игра на память и внимание «Сравни две картинки».
3. Игра на память и внимание «Чтение по стук».
4. Упражнение двигательного характера «Перекрестные
движения»

4

1. Упражнения «Дом – ежик – замок»; «Фонарики»;
перебрасывание предмета двумя руками
2. Игра на память и внимание «Найди на картинке предметы».
3. Логические задачи
4 Упражнения двигательного характера «Разноименные рука и
нога»

1

1. Упражнения «Зайчик – колечко-цепочка», «Ладошка»;
Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками.
2. Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия №6.
3. Игра на память и внимание «Запомни и назови».
4. Логические задачи «Кто живет дальше от белки?» и т. д

2

Упражнения «Гусь – курица – петух»; «Ухо-нос»; « Дом –
ежик – замок»; Психомоторный блок на развитие
межполушарного взаимодействия №6.
2. Игра на память и внимание «Найди правильную тень елочки
с белками».
3. Игра на память и внимание «Найди слово СОН».
4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько
геометрических фигур?».
5. Упражнение двигательного характера «Велосипед»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком),
«Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин»,
«Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем).
2. Игра на память и внимание «Найди цифры».
3. Игра на память и внимание «Волшебный ряд».
4. Рисование двумя руками

3

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28.
2, 3) «Память и внимание», стр. 15.
4) «Логика», стр. 14. Задания на
развитие логического мышления. 5)
В.С.Калганова «Нейропсихологичекие
занятия с детьми»
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28.
2) «Память и внимание», стр. 16-17.
3) «Логика», стр. 15. Задания на
развитие логического мышления.
4). С.Калганова
«Нейропсихологичекие занятия с
детьми»
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28.
2) «Память и внимание», стр. 18.
4) «Логика», стр. 16. Задания на
развитие логического мышления. Т.П.
Трясорукова Развитие
Межполушарного взаимодействия у
детей
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28.
2, 3) «Память и внимание», стр. 21.
4) Е. В. Колесникова «Я решаю
логические задачи», стр. 12. 18

Буклет для
родителей «Делай
дома гимнастику
для мозга»

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23.
2, 3) «Память и внимание», стр. 22.
4) Е. В. Колесникова «Я решаю
логические задачи», стр. 13.

11

4

Март

1

2

3

4

Апрель

1

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком),
«Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин»,
«Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем).
2. Игра на память и внимание «Цветные клубочки».
3. Игра на память и внимание «Запомни и назови».
4. Задание на смекалку и произвольное внимание «Дубль»
1.Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»; «Зайчик –коза –
вилки» Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия №6.
2. Игра на память и внимание «Слово и картинка».
3. Упражнение на развитие чувства ритма «Похлопаемтопотаем»
4. Дидактическое упражнение Нейротаблицы
1. Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»; «Зайчик –коза –
вилки»
2. Игра на память и внимание «В магазине».
3. Игра на память и внимание «Что изменилось?».
4. Игра «Сложи узор»
1. Упражнения «Солнышко-заборчик – камешки», «Колечко».
Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия №7
2. Игра на память и внимание «Рассмотри картинку и ответь на
вопросы».
3. Игра на память и внимание «Запомни номера телефонов». 4.
И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй».
5. Рисование двумя руками.
1. Упражнения «Солнышко-заборчик – камешки», «Колечко».
2. Игра на память и внимание «Запомни и назови».
3. Игра на память и внимание «Пары слов».
4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй».
5. Игра «Сложи из палочек по образцу»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Цепочки». Психомоторный
блок на развитие межполушарного взаимодействия №7
2. Игра на память и внимание «Найди 10 отличий».
3. Игра на память и внимание «Зарисуй слово».

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23.
2, 3) «Память и внимание», стр. 23.
4) Е. В. Колесникова «Я решаю
логические задачи», стр. 14.
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23.
2) «Память и внимание», стр. 24.
С.Калганова «Нейропсихологичекие
занятия с детьми»

Консультация для
родителей «Что
такое гимнастика
для мозга?»

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23.
2, 3) «Память и внимание», стр. 25-26.
1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19 19, 28, 23.
2, 3) «Память и внимание», стр. 27.
4) Е. В. Колесникова «Я решаю
логические задачи», стр. 18.

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2, 3) «Память и внимание», стр. 28.

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2, 3) «Память и внимание», стр. 29.

Пополнение
речевого центра
группы картотекой

12

2

3

4

Май

1

2

3-4

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком),
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Дружба», «Друзья» (упр.
с эспандерем), «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочки».
2. Игра на память и внимание «Отпечатки пальцев».
3. Игра на память и внимание «Расшифруй фразу».
4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй».
1.Упражнения «Локоть к колену»; «Зайчик – коза – вилка»
«Ухо-нос» Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия №7.
2. Игра на память и внимание «Помоги принцу выбраться из
подземелья».
3. Игра на память и внимание «Повтори фразу».
4. Закрашивание двумя руками
1. Упражнения «Локоть к колену»; «Зайчик – коза – вилка»
«Ухо-нос» Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия №8
2. Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно
обозначениям».
3. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй».
4. Д/и «Нажимай и сортируй».
5 Игры на развитие чувства ритма.
1. Психомоторный блок на развитие межполушарного
взаимодействия №8
2. Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно
обозначениям».
3. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй».

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2, 3) «Память и внимание», стр. 30.
4) Е. В. Колесникова «Я решаю
логические задачи», стр. 21.

1.Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь»,
«Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин»,
Дружба», «Друзья» (упр. с эспандером), «Цепочки». 2. Игра на
координацию движений «Пятнашки».
3. И/у «Продолжи ряд».
4. Рисование двумя руками.

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2) И. В. Стародубцева «Игровые
занятия по развитию памяти,
внимания, мышления у
дошкольников», стр. 56. И.И.
Праведникова Нейропсихология. Игры
и упражнения

нейроигр и
упражнений

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2, 3) «Память и внимание», стр. 31.
4) Е. В. Колесникова «Я реша

1).О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2, 3) «Память и внимание», стр. 32.
4) Е. В. Колесникова «Я решаю
логические задачи», стр. 23.

1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые
игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11.
2, 3) «Память и внимание», стр. 32.

Консультация для
родителей «Как
нейрогимнастика
помогает
подготовить
ребёнка к школе»

Мониторинг

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада для воспитанников 5-7 лет оборудована с учётом возрастных особенностей
воспитанников. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
Изолированное помещение для проведения занятий:
№п/п
1

Наименование
Групповая комната и учебный
класс
Оборудование:
№п/п

Оборудование

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Стул детский -10 шт.
Стол детский - 5 шт.
Стол рабочий -1 шт.
Стул офисный -1 шт.
Шкаф для пособий 1 шт.
Магнитная доска -1 шт.
Интерактивная доска 1 шт
Ноутбук 1 шт

кв.м.
45,9

3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При организации совместной деятельности с семьями необходимо придерживаться следующих принципов: - открытость для семьи; сотрудничество с родителями детей; - обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка; - главный принцип - не навредить. обеспечить систематическое посещение детьми секции; - принимать участие в открытых мероприятиях для детей и родителей.
3.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме воспитанников наступят положительные структурные изменения. Сила, равновесие,
подвижность, пластичность нервных процессов будут осуществляться на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и
координирующая функции нервной системы.
14

У детей образуется интегрированная система «тело – интеллект», гармонизированная работа левогои правого полушарий; улучшается чувство
равновесия и координация движений; мышление становится более ясным и позитивным. Проявляется улучшение работы долговременной и
кратковременной памяти, концентрации внимания, формирование абстрактного мышления. Дети умеют восстанавливать работоспособность и
продуктивность, реализуют свой внутренний потенциал.
С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (Сентябрь - май).
3.4. Формы подведения итогов
Отчет родителям (законным представителям) в виде продуктов деятельности ребенка (прописи, рисунки). Итоговое открытое занятие для педагогов
и родителей (законных представителей) по окончанию реализации программы.
Список используемой литературы
1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
2. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
4. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М.,
Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми., часть 2 - М.: Айрис-пресс, 2015.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
7. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник
«Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
8. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного
возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и
перспективы», ч. 1. 2019.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
10.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
11. И.И.Праведникова Нейропсихология. Игры и упражнения. Москва, Айрис-пресс, 2022г

15

Приложение
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Кинестетика - мировосприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека, по сути кинестетику можно назвать синонимом осязания,
так же широко применяется термин – тактильное чувство.
Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР,
СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи
структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в
широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь
развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований
к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Кинезиоологические упражнения
1.Телесные упражнения «Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по
противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить
касаниями по противоположной ноге.
«Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево,
вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем
столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

16

«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными
шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Маршировка»
Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой
сопровождается взмахом правой руки.
2. Упражнения на релаксацию
«Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас
представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело
дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите
внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто
вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все
твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас
такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь
превосходный концерт.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой
большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши
лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь
мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что –
нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите
его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте
бодрыми, свежими и внимательными.
3. Упражнения для развития мелкой моторики
«Домик» Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой
руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

17

«Ладошка»
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
«Лезгинка»
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их
положение.
«Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы
ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
«Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы.
«Кулак - ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем его соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение
выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение
выполняется каж вместе. 8. «Ожерелье» Поочередно Ожерелье мы составим, Маме мы дой рукой отдельно, затем перебирать пальцы рук, - левой,
потом – двумя руками вместе.
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец.
Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой
отдельно, затем обеими руками вместе.

18

«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность
обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец
должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все
пальцы обеих рук.
«Горизонтальная восьмерка»
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то
к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз
3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и
средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх,
начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого
возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается,
и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В
месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо
рта языком
4. Самомассаж
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя
сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».