18.12.2019
Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов
Психологи Б.Т. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин и др. сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления – открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Психологи выделяют три основных её компонента:
- Неизвестное, т. е. новое знание или способ действия, который усваивается ребёнком;
- Познавательная деятельность;
- Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
В процессе решения проблемной ситуации, взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Очень важно правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Особое внимание необходимо уделять неправильным ответам. Анализируя их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
Примеры использования проблемно-поисковой ситуации в разных видах деятельности:
- На занятии по формированию элементарных математических представлений ставить цель: познакомить со способом сравнения двух предметов с помощью третьего (мерки). Например, рассказать детям сказочную историю про то, как гномы нашли карту сокровищ. Продемонстрировать рисунок с двумя ёлками: одна маленькая расположена в левом верхнем углу листа, другая большая – в правом нижнем углу. Сказать «по секрету», что клад зарыт под той ёлкой, которая выше. Как вы думаете, где копать? Каждый ребёнок высказывает своё мнение. Один считает, что ёлочки одинаковые по высоте, другой утверждает, что одна из них выше. При этом одни указывают на верхнее изображение, другие – на нижнее. Перед детьми стоит проблема: чтобы помочь гномам выкопать клад, надо определить, какая из ёлок выше. Знакомые им способы определения высоты (наложение, приложение) в данном случае не могут быть использованы (ёлочки нарисованы). Начинаем поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Вначале дети предлагают знакомые способы сравнения. Разрешить попробовать, чтобы сами убедились в их невозможности. Методом проб и ошибок, приходим к выводу: необходим новый способ сравнения. Предложить использовать полоску бумаги как мерку, показать, как правильно её использовать. Дети довольны: помогли гномам. Делаем с детьми выводы.
Таким образом, изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.
Таким образом, мы видим следующую схему создания проблемной ситуации:
- Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями);
- Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению);
- Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование);
- Находим решение (радость, восторг);
- Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).
Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Примеры проблемных ситуаций:
- Знакомство с окружающим миром. Экология.
· Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой.
· С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?
· Как хлеб на стол «пришёл»?
· Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?
· Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И. т.п.
- Математика.
· Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?
· Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
· Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя?
· Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?
· Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).
· Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).
· Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т.п.
- Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
· Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
· Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
· Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?
· Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
· При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.
· Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.
· Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
- Художественная литература, развитие речи.
· После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.
· Предложить придумать свой конец сказки.
· Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.
· Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.
· Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел.
· Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.
· Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач.
Например, следующие:
- Ситуации на транспорте:
· Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
· Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?
- Ситуации с огнём:
· В квартире пожар. Что ты будешь делать?
· Дым в квартире. Твои действия.
- Ситуации с водой:
· Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
· В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Подводя итог, можно сделать выводы:
1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное в процессе мышления, становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2019
Дата обновления: 27.12.2019
Дата публикации: 18.12.2019